Open
Close

Встретить новый год в израиле. Новый год в Израиле: особенности празднования, традиции и интересные факты. Европейский Новый год

– уникальная страна. Наверное, нигде в мире нет государства с такой концентрацией святых мест и древних достопримечательностей. Особой является и религия местных жителей - иудаизм. У приверженцев этой конфессии свои праздники, резко отличающиеся от таких привычных для нас христианских. Это касается и Нового года в Израиле. Мы расскажем о том, когда его отмечают в стране и ознакомим с основными традициями.

Традиции и дата Нового года в Израиле

У нас, христиан, самая волшебная ночь в году происходит с 31 декабря по 1 января. Иудеи же ведут отчет наступления нового года совсем в другое время года – осенью. Называют этот праздник Рош а-Шана (в переводе с иврита «глава года»). Причем, установленной даты нового года в Израиле не существует. Иудеи празднуют Рош а-Шана в течение двух дней (они называются йом-ха-арихта) в новолуние, которое приходится на осенний месяц тишрей по еврейскому календарю. На наше летоисчисление это время приходится на сентябрь-октябрь.

Нельзя сказать, что Рош а-Шана весело празднуется. Дело в том, что по иудейским традициям, в первые десять дней нового года Бог судит и выносит приговор. Поэтому верующие должны вспомнить все свои свершения, покаяться в грехах и уповать на Божью милость.

Рош а-Шана отмечается всей страной. Среди верующих принято собираться семьей на праздничный ужин, поздравлять друг друга и дарить символические подарки. Если близкий человек не рядом, его ему шлют поздравительные открытки. На каждом столе в иудейской семье можно увидеть традиционные для этого дня блюда, которые всегда что-нибудь символизируют. Так, например, голова рыбы или барана поможет быть во главе. Рыба считается символом плодородия, морковь, резанная кружочками, – богатство (как золотые монеты), хала с изюмом – здоровье. И конечно, в этом день едят мед с яблоками к сладкому и счастливому году, а также зерна гранат для умножения благостных свершений. Горькое и соленое на праздничный стол не подают.

К вечеру у водоема, где водится рыба, проводится ташлик – обычай символического сбрасывания своих грехов в воду.

Европейский Новый год в Израиле

Несмотря на то, что Рош а-Шана – традиционный Новый год в стране, многочисленные выходцы из стран бывшего СССР до сих меланхолично встречают его наступление по григорианскому календарю, то есть с 31 декабря по 1 января. Более того, местные предприниматели вполне благоприятно относятся к желаниям репатриантов и идут на встречу.


Специально к этому времени выращивают аналоги елочек – растения . И чтобы с Новым годом в Израиле было нескучно, во многих ресторанах и кафе в новогоднюю ночь устраиваются развлекательные программы.


Многие же супермаркеты запасаются к празднику традиционными продуктами и деликатесами. Во всех торговых центрах наблюдаются новогодние скидки и распродажи. Так что получается практически такой любимый нами Новый год, но с израильским флером.

Туристов из постсоветского пространства привлекает и погода на Новый год в Израиле. Разве не замечательно вместо морозных дней очутиться на курорте с температурой воздуха днем порядка +22+25°? Причем морская вода прогревается до вполне комфортных для купания +20+25°.


Иногда в это время года бывает очень ветренно, что, скорее всего, исключит купание, зато не помешает принять участие в захватывающих экскурсиях. Что касается погодных условий в Израиле на Новый год 2015, то предсказать трудно. Главное, заранее забронируйте тур, поскольку желающих провести этот яркий праздник много, а значит и цены высоки. Рекомендуем запланировать отпуск в тех городах, где немало русских ресторанов: Тель-Авив, Эйлат, Нетания, Хайфа. Если ваш тур продлится до 8-10 числа января, то можете принять участие в рождественской литургии в Вифлееме, Иерусалиме или Назарете.


Не является государственным праздником, потому что страна празднует еврейский Новый год, Рош-ха-Шана, который приходится на сентябрь или октябрь. Праздник отмечается по лунному календарю и обязательно в новолуние, понедельник, вторник, четверг или субботу. Он означает окончание сотворения мира Всевышним и начало года. В эти дни израильтяне подводят итоги уходящего года и строят планы на следующий, собираясь всей семьей за праздничным столом.

Распространение западной культуры в привело к празднованию и европейского Нового года. Однако 1 января - это обычный рабочий день в . Но в последние десятилетия, Новый год, или Сильвестр, становится все более популярным в стране, хотя официально он и не отмечается. В основном это происходит благодаря все большему числу мигрантов из стран бывшего СССР, прибывающим в страну на постоянное место жительства. В это время многие рестораны и клубы предлагают своим гостям праздничную программу (только следует заранее бронировать столики, так места быстро заканчиваются) с богатыми угощениями, различными концертами и шоу.

Рождество в - это действительно Рождество на Святой Земле, самое волшебное и значимое событие для христиан. Рождество в Израиле - это не однодневное дело. Католики и протестанты празднуют его 25 декабря, православные христиане отмечают 6 января, а армянские христиане и вовсе 18 января: Иерусалим известен как «город трех Сочельников». Несмотря на то, что в Израиле только несколько процентов населения составляют христиане, важнейшие церемонии богослужения в мире проводятся именно здесь. Многие паломники приезжают на Святую землю в это время, чтобы почувствовать особенно волнующую и праздничную атмосферу, и посетить места, где ходил Иисус.

Как и в еврейские праздники, Рождество также наполнено песнями и рассказами об Иисусе и его семье, а поздно ночью маленькие дети будут бежать в гостиную, чтобы увидеть, какие подарки принес им Санта. Рождество в , как правило, совпадает с Ханукой, еврейским праздником Света. Если вы приехали в Израиль на Рождество, или просто оказались здесь в это время и хотите отпраздновать его в самом популяром месте, езжайте в город Вифлеем, который находится к югу от Иерусалима, на Западном берегу реки Иордан. Здесь в канун великого праздника проходят самые знаменитые богослужения в Базилике Рождества Христова на Ясельной площади. Назарет, родной город Иисуса на севере - также очень интересное и значимое место для посещения в это время. На площадях в местах массовых молитв водружают огромные рождественские ели, проходят праздничные торжества и различные представления. 24 декабря на главной улице города проходит традиционное шествие, в котором принимает участие около 30 000 верующих, проходящих путь к главной площади перед Базиликой Благовещения. Позднее, в тот же день, здесь можно наблюдать ежегодный праздничный фейерверк.

В это же время по всей стране проходят грандиозные распродажи, и вы в полной мере сможете насладиться шопингом и приобрести массу приятных и полезных вещей и сувениров по очень приятным ценам! При этом следует отметить, что во время Рождества многие туристы совершают туры по монастырям и церквям Израиля, поэтому будьте готовы к большому скоплению людей практически везде.

Если вы хотите не только культурно отдохнуть и духовно обогатиться, но еще и полежать на пляже - посетите Эйлат, ведь на берегу Красного моря температура в январе составляет около 20-23 градусов тепла при температуре воды 22 C. Да, особой жары здесь в это время нет, но получить красивый загар и искупаться вполне возможно. К тому же в это время в городе проходят весьма интересные мероприятия и праздники. Одним из самых зрелищных считается Международный фестиваль танца живота. Вы сможете посмотреть яркие выступления танцоров и даже посетить мастер-классы выдающихся мастеров. Для любителей искусства и культуры в Эйлате проводятся Зимний фестиваль джаза и фестиваль «Классика на Красном море», где выступает симфонический оркестр Мариинского театра.

Любителей SPA и оздоровительного отдыха ожидают шикарные отели Мертвого моря, предлагающие широкий выбор самых различных процедур для лица и тела с лечебными грязями. Благодаря тому, что вода в море насыщена минералами, ее температура составляет около 22 - 24 градуса и зачастую бывает теплее воздуха.

Хотите погорячее? Практически в любом отеле работают закрытые бассейны с морской водой и подогревом. Встретить рождественские праздники на Святой Земле, в таких значимых для всего христианского мира местах дорогого стоит. Рождество в не имеет аналогов во всем мире, благодаря своему историческому значению как земля, где родилась сама рождественская история.

Все о смысле, традициях и днях наступления 5778 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире в статье Шломо Громана, профессора университета Бар-Илан:

Название, смысл и даты праздника

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите «рош hа-шанА», на идише «рошешОнэ»; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2017 году его празднование начинается вечером в среду, 20 сентября, и завершается вечером в пятницу, 22 сентября .

Поскольку в этом году второй день Рош ха-Шана плавно перетекает в шабат, учреждения, многие магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт не функционируют трое суток подряд, вплоть до вечера субботы, 23 сентября . В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце , в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью». Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око». Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»). В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай. В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию). Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака. Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн» («Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Время зажигания праздничных свечей и исхода шабата 20/23 сентября в Москве – 18.16/исход – 19.21.

Израиль – древнее и многонациональное государство, которое привлекательно не только своей историей, но и традициями. Хотя на большей территории страны и распространен иудаизм, но, тем не менее, и паломники и туристы любят посещать Израиль именно в канун Новогодних праздников.

Европейское Рождество

Самым посещаемым городом в Израиле накануне Рождества является Вифлием или как его еще называют – Бет-Лехем, который расположен на западном берегу реки Иордан. Славится город самым древним храмом, который был построен на Святой земле еще в VI веке н.э. Именно здесь ежегодно проходит традиционная рождественская служба, с которой и начинают отмечать Новый год и Рождество. При этом службу могут посетить все желающие вне зависимости от религии. В канун Рождества преображается и сам Бет-Лехем. Город пронизывает яркая иллюминация, гирлянды, пушистые ели и праздничные иллюстрации. Конечно же, Рождество в Вифлееме начинается с праздничной службы, которая проходит как в Верхней соборной церкви, так и в пещере Рождества. Примечательным является то, что рождественская служба идет сразу на нескольких языках.

И хотя Израиль – страна, где европейский Новый год отмечать не принято, после церковной службы русская диаспора проводит праздничные шествия, уличные ярмарки и крестные ходы. Христиане отмечают Новый год в кругу семьи и друзей, а вот арабы - громкими фейерверками, веселой арабской музыкой и праздничным застольем.

В мусульманской стране не принято праздновать Новый год и Рождество на государственном уровне, поэтому дни праздника не считаются выходными.

Еврейский Новый год

Мусульманская часть населения Израиля отмечает Новый год или как его называют Рош а-Шана, в сентябре. Праздник посвящен не только наступлению нового года, но и сотворению мира. Рош а-Шана, в отличие от европейского нового года принято отмечать на государственном уровне. Главная подготовка к празднику – своеобразное очищение, анализ прошлых поступков и решений. По традиции праздничный стол должен символизировать самые лучшие пожелания, поэтому на еврейский Новый год принято готовить блюда из моркови, яблок или свеклы, рыбу и гранат. По поверьям в гранате столько же зерен, сколько и заповедей в иудаизме, поэтому именно этот фрукт должен входить в состав праздничного меню. Еще одна милая новогодняя традиция – есть хлеб, над которым была прочитана бенедикция, обмакивая его в мед - главный символ «сладкой жизни».

Кроме того, нужно отметить, что Рош а-Шана символизирует начало так называемых «дней трепета», которые заканчиваются днем всепрощения и искупления. «Дни трепета» длятся одну декаду. Это время необходимо верующим, чтобы осмыслить все допущенные ошибки и раскаяться. В поверье сказано, что в течение этого периода принимается Божественное решение, которое и будет влиять на судьбу человека в наступающем году.
Еще одна традиция новогоднего очищения – просить прощения у друзей и близких, а также желать друг другу быть занесенными в Книгу жизни. В дни рош а-Шана по всей стране проходят праздничные службы, так как в этот период

В Израиле Новый год имеет три даты празднования. Европейский Новый год приходится в ночь с 31 декабря на 1 января. Жители Израиля не широко отмечают этот праздник. Более масштабно они справляют иудейский Новый год (Рош Ха-Шана), который проходит в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь или октябрь). В 15-й день еврейского месяца шват празднуется Ту би-Шват - Новый год деревьев, который прославляет их плодородие.

Новый год 1 января

Традиции празднования европейского Нового года распространены среди диаспоры выходцев из стран СНГ, русскоязычных туристов, части коренных жителей с христианским вероисповеданием.

Дух праздника можно прочувствовать в крупных городах - Тель-Авиве, Хайфе, Нетании. В историческом центре Тель-Авива - Старом Яффо - в преддверии торжества на площадях появляются нарядные елки и новогодние базары, на которых можно приобрести игрушки, декорации, сувениры, подарки.

Коренные израильтяне уважают традиции диаспор, которые проживают на территории страны. В новогоднюю ночь по телевизору транслируется обращение президента. Магазины к праздникам заполняются деликатесами, устраивают скидки и распродажи.

Жители страны, которые отмечают Новый год 1 января, проводят его за торжественным ужином с родными или друзьями, ходят в бары или рестораны. В полночь, под бой курантов, они откупоривают бутылку шампанского, загадывают желание и поздравляют друг друга. Затем начинают веселиться под музыку. Гуляния до утра в Израиле не распространены, поскольку 1 января в этой стране - рабочий день.

В период зимних праздников улицы и площади крупных городов украшаются новогодними деревьями (в Израиле привычные ели и сосны заменяет араукария), мерцающими гирляндами. Витрины торговых центров декорируются праздничными композициями. На оживленных улицах разгуливают весельчаки в костюмах Дедов Морозов.

Выходцы из стран бывшего Советского Союза заранее готовятся к Новому году. Они украшают свои дома, закупают в магазинах деликатесы к праздничному столу. В новогоднем меню можно увидеть разные закуски, салаты, блины, нарезки. Семьи часто собираются во дворе и жарят шашлыки. Из алкогольных напитков популярно вино, шампанское, пиво.

По традиции детям приносит подарки Дед Мороз со своей спутницей - Снегурочкой. Они оставляют их под елкой. Дети заранее пишут им письма, в которых рассказывают о своих желаниях и мечтах. Взрослые дарят друг другу символические сувениры, дорогой алкоголь, бытовую технику, ювелирные украшения.

Города и курорты

Новогодние праздники в Израиле пройдут в особой атмосфере тепла и комфорта.

Весело и ярко провести зимний отпуск можно в крупных городах: Тель-Авиве, Хайфе, Нетании, Герцлии, Эйлате, Бат-Яме. В них сосредоточены развлекательные заведения, бары и рестораны для русскоязычных жителей и гостей страны. В новогоднюю ночь можно насладиться выступлениями популярных музыкальных коллективов, ансамблей классической музыки, диджеев местной и зарубежной эстрады. Для детской аудитории проводятся утренники с участием Деда Мороза, Снегурочки, сказочных героев, конкурсами и подарками.

В период новогодних праздников среди туристов популярны паломнические туры, которые включают посещение святых мест, древних монастырей и храмов. Для русскоязычных паломников тур начинается с Русской Духовной Миссии, которая официально представляет в Израиле Русскую Православную Церковь. Далее они посещают святые места в Иерусалиме, Тверии, Хайфе, Нетании, Яффо, Лидде, Назарете. Наиболее посещаемые святыни в Иерусалиме - Елеонская гора, храм Вознесения на Елеонской горе, Елеонский женский монастырь, гробница Божией Матери, гробница Царя Давида, Гефсиманский сад, гора Сион, храм Святой Марии Магдалины.

Экзотическим отдыхом в Израиле станет отдых в сельскохозяйственных коммунах - кибуцах. В них путешественники смогут ознакомиться с традициями и обычаями коренного населения, принять участие в сборке урожая, побывать в коровниках и загонах для овец, посмотреть на процесс изготовления оливкового масла.

Город Эйн-Бокек, который расположен на побережье Мертвого моря, предлагает посетителям санаторно-курортный отдых. На территории курорта расположено 15 отелей и клиники, в которых можно пройти консультации врачей, реабилитационное лечение и спа-процедуры. Воздух на побережье Мертвого моря содержит оптимальную концентрацию брома, что подходит для естественной климатотерапии.

Круглогодичной популярностью среди туристов пользуется курорт Эйлат, который расположен на побережье Красного моря и отделен от остальной части Израиля пустыней Негев. Здесь находится заповедник «Коралловый берег» - идеальное место для дайвинга. Детям и взрослым будет интересно посетить дельфинарий, океанариум и подводную обсерваторию. Обсерватория расположена на глубине 6 метров и имеет смотровую площадку, на которой можно наблюдать за морскими обитателями рифов в естественных условиях. Любителям экстрима принесет удовольствие джип-сафари по пустыне, скалолазание, катание на горных велосипедах и квадроциклах.