Open
Close

Развитие памяти и скорочтения. Сочинение "Нужна ли память человеку?" Почему память важна для людей

Зачем нужно развивать свою память?

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности человека, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности (Википедия).

По статистики проблемы с памятью беспокоят каждого третьего жителя земли. Причем ухудшение памяти характерна для всех возрастов.

Зачем нужно улучшать свою память?
Смешной вопрос, скажете вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:

Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее - можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят.
Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, Чего достигает человек тренируя память?

1. Внимание . Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию - забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.

3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Какую память будем развивать?

Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно вы сумеете сэкономить много сил и времени.

В зависимости от того, какую память вы собираетесь развивать можно выделить три способа развития памяти. Рассмотрим их подробнее:

1. Память на события или бытовая память. Название достаточно условное, позволяет отделить приемы запоминания, и которые используются в основном в повседневной жизни и сводятся к тому, чтобы “не забыть что-то”. Вы можете забыть взять ключи выходя из дому, потому-что кто-то перед самым выходом вас отвлекли телефонным звонком. Вы можете забыть зайти в магазин проходя мимо него, задумавшись о чём-то своём. Вы может забыть документы просто потому-что забыли. Вы можете забыть сотовый телефон в кафе.
В книгах или статьях в интернете достаточно часто встречаются приемы для развития данного вида памяти. Рекомендую одну книгу, которая практически полностью посвящена данному виду запоминания - “Язык памяти” Дугласа Хермана и Майкла Грюнберга. Большая часть книги описывает ситуации в которых два эксперта по памяти постоянно что-то забывали. Интересная книга, с описанием большого количества фактов из жизни.

2. Память как психическая функция. То, что часто называется естественной памятью. К данному способу относят выполнение упражнений на развитие внимания и собственно памяти, управление дыханием, организация диеты для улучшения своих умственных способностей.
Надо сказать, что хотя отдельные элементы этого способа запоминания встречаются довольно часто, но в систематизированном виде это только в одном источнике - аудиокурсе Ивана Ивановича Полонейчика “Принципы и методы развития памяти”. Развитие данного вида памяти позволяет запоминать без особых усилий разнообразную информацию.

3. Мнемотехника или искусственная память. Наверное самый старый и эффективный способ запоминания. Как насчет того, чтобы запомнить несколько тысяч цифр, например знаков числа пи? Или запомнить, близко к тесту, содержимое толстой книги наполненной кучей фактов, сведений, числовых данных? Или список законов, смысл которых и просто-то понять при чтении может быть сложно?
Мнемотехника, мобилизуя возможности мышления, внимания, воображения, позволяет запомнить всё это. Хотя конечно, для овладения ею и требуется время на выполнение упражнений по запоминанию и регулярные тренировки. И самый большой парадокс заключается в том, что овладевая мнемотехникой и используя её, ваша память не становится лучше. Использование мнемотехники позволяет запоминать, но не развивает память.

Итак, вот они эти три основных метода развития памяти. Какой из них лучше? Сложно сказать. Лучше подойти с другого конца - а что вам нужно от своей памяти? Что вам не хватает на данный момент? В решении каких проблем вам мешает собственная память. Подумайте об этом и ответ окажется на поверхности.

А пока предлагаю вам упражнение для тренировки памяти:


Для многих взрослых людей слабая память становится настоящим камнем преткновения: проблемы с запоминанием, забывчивость, невнимательность и т.п. Что уж говорить о престарелых людях, чьи проблемы с сосудами головного мозга нередко отражаются на памяти.
Упражнения для тренировки памяти помогают быстро решить эту проблемы.

Развивайте свою память и будьте здоровы и счастливы!

Роза Файзуллина
«Зачем нужна память?» Конспект занятия по развитию произвольной памяти детей

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя .

Вы сказки любите?

А вы можете назвать своих любимых героев?

Выслушиваются все ответы детей , после чего воспитатель загадывает загадку.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен он всем под именем….

(Незнайка)

Ребята, Незнайка сегодня к нам пожаловал. На интерактивной доске появляется Незнайка.

Здравствуйте ребята! Знайка мне сказал, что вы хорошо рассказываете стихотворения. Мне вот задали в школе выучить стихотворение, а у меня никак не получается. Вот послушайте. Пытается рассказать, но не все слова в стихотворении может вспомнить.

Стихотворение с электронного учебника. Кронтик учится слушать и рассуждать. Глава 15. А. Коняшов «Куда девалось мыло?»

Куда девалось?

Еще недавно было,

И вдруг запропастилось,

Испарилось.

Мы с мылом мыли чашки,

Тарелки и рубашки.

Мы с мылом мыли ложки, ножи и поварешки.

Ах, как оно любило

Смывать с лица чернила,

Смывать с ладоней краску,

И глину, и замазку,

И пластилин, и даже

Смывать следы от сажи.

Научите как запомнить стихотворение.

Подскажите, что нужно делать чтобы стихотворение училось легко.

Ребята хотите помочь Незнайке?

А вы можете?

Сможете повторить стихотворение?

Вы тоже не знаете.

Что нужно делать , для того чтобы лучше запоминать?

Выслушиваются все ответы детей , после чего воспитатель подводит итог :

Если не развивать свою память , то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение. Любые сведения легче запомнить, если представить их в виде какого-то образа или рисунков. Помните : воображение способно помочь вам запомнить новую информацию. Есть люди, которых работа обязывает держать в памяти большие числа . Знаете, в чем их секрет? Они активно пользуются своим воображением. Для них каждая цифра – это какой-либо определенный образ. Это могут быть предметы, звери, цветы. Например, восьмерка – неваляшка, единица – ветка, двойка – птица, шестерка – замок. Некоторые даже составляют в уме предложения с этими образами. Например, необходимо запомнить номер – 222-18-00. Можно придумать следующее : три птицы, сидящие на ветке, заметили неваляшку, жевавшую две сушки.

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Угадай, пиктограмму» .

1) Актуализировать представление о пиктограмме (пиктограмма – это упрощенный рисунок, который обозначает некоторое действие или событие).

2) Сформировать представление о пиктограмме.

На интерактивной доске изображено шесть разных, цветных картинок, а внизу в черно -белом варианте представлены их символы. Вы должны к каждой цветной картинке подобрать картинку с символом.

3. Затруднение в ситуации.

3.1 Работа в электронном учебнике. Игра «Зашифруй слово»

Дидактические задачи :

1) Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о том как нужно заданное слово или словосочетание изобразить пиктограммой.

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель рассказывает :

Пришел Незнайка со школы. И начал учить стихотворение, но стихотворение ему запомнить очень трудно.

Покажите Незнайке, как с помощью пиктограмм можно легко запомнить стихотворение.

Дети правильно понимают, но объясняю Тренировать умение изображать заданное слово или словосочетание рисунком или символом.

3) Формировать у детей опыт работы в электронном учебнике.

Инструкция : Сейчас я буду произносить вам слова и словосочетания, а вы должны его “зашифровать” рисунком, символом или знаком.

Материал к заданию. Зачитывается слово или словосочетание, которые дети должны “зашифровать”, то есть обозначить слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком. Слова зачитываются с интервалом 15-20 с. чтобы все дети успели сделать зарисовку. После этого задания поиграть в игру, а затем дети должны воспроизвести слова и словосочетания.

Слова для запоминания :

3. Деревня.

4. Большой город.

5. Солнце светит.

6. Вкусный пирог.

7. Телефон звонит.

8. Горячий чай.

9. Веселый праздник.

10. Скоро в школу.

11. Злая собака.

12. На улице идет дождь.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, где нужно быть очень внимательными.

Сейчас мы с вами решим, что когда я буду называть животных и зверей то вы будете топать , когда фрукты то хлопаем 2 раза, а если какой либо неодушевленный предмет то поднимаем левую руку. Договорились. Начинаем нашу игру.

После игры просим детей занять свои места и воспроизвести зашифрованные рисунки. Осмысление (итог) занятия .

Дидактические задачи : сформировать первичный опыт осмысления своей деятельности, конструктивного отношения к трудностям.

Воспитатель собирает детей около себя .

Смогли мы помочь Незнайке?

Мы научили Незнайку запоминать стихотворение, потому, что научились зашифровывать слова и предложения пиктограммами.

Воспитатель хвалит детей за то , что они были внимательны и старательны и смогли помочь Незнайке.

Публикации по теме:

«В мире животных». Конспект занятия на развитие внимания и памяти Необходимое оборудование: карточки со словами, в которых пропущены буквы, карточки – «змейка», простые карандаши, запись голосов животных,.

Доброго времени суток уважаемые коллеги! В этом году наша страна отмечает самый замечательный и главный праздник «70 лет Великой Победы».

Конспект экскурсии «Полезная трава, зачем ты нам нужна?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад №90» Конспект экскурсии на тему: «Полезная трава - зачем.

Конспект занятия педагога-психолога на развитие памяти для детей 3–4 лет Конспект занятия на развитие памяти. Цель занятия: развитие мелкой маторики, развитие воображения, формирование слухового сосредоточения,.

Родительское собрание «Зачем детям нужна мама?» БМДОУ № 19 Открытое родительское собрание на тему: «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.

При этой разновидности амнезии человек забывает вещи, только что с ним произошедшие.

В повседневной жизни мы часто жалуемся на плохую память, и когда забываем что-то купить или сделать, говорим «память отшибло». Но каково это на самом деле, потерять память, не помнить, что делал только что, о чем говорил, куда ходил? Зачем нам вообще нужна память, и чего мы лишаемся, потеряв ее полностью или частично?

Памятью называют свойство человеческой психики фиксировать и хранить информацию, полученную извне. Благодаря наличию этой психической функции мы можем периодически использовать эту информацию, т.е. вспоминать ее, когда в этом есть необходимость. И это очень важно, так мы можем использовать свой жизненный опыт.

Память очень сложная функция, которая складывается из множества составляющих. Так различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; произвольную и непроизвольную; кратковременную и долговременную разновидности памяти. Такая сложность наверно и обуславливает то, что периодически память может давать сбои и часть информации становится невозможно извлечь и использовать.

Частичная или полная потеря памяти называется амнезией. Она может быть временной или постоянной. Нарушения памяти могут появляться по самым разнообразным причинам и принимать различные формы.

Среди причин возникновения амнезии травмы, опухоли, закупорка кровеносных сосудов, снабжающих определенные участки мозга кровью, злоупотребление алкоголем и транквилизаторами, психические заболевания. Все это может привести к временным провалам в памяти или ее полной потере.

В зависимости от того, какая часть информации теряется, выделяют несколько видов амнезии.

  • Ретроградная амнезия – забываются события, происходившие до начала потери памяти.
  • Антероградная амнезия . Человек помнит, что с ним было раньше, но не может вспомнить, что с ним происходило после начала заболевания. Атероградная потеря памяти может возникать одновременно с ретроградной, приводя к полной потере памяти.
  • Конградная амнезия, когда память не фиксирует события, которые происходили во время выключения сознания.
  • Кроме того различают:
  • Фиксационную амнезию. При этой разновидности амнезии память «не записывает» информацию о только что произошедших событиях.
  • Детскую амнезию – отсутствие воспоминаний раннего детства.
  • Травматическую амнезию возникает в результате травмы головы.
  • Психогенную амнезию . Человек полностью забывает всю информацию о себе под воздействием сильного эмоционального стресса.

Фиксационная амнезия

Это разновидность нарушения памяти, когда человек не может запомнить свежеполученную информацию, т.е. в памяти не откладывается то, что с ним происходило только что. Последние несколько минут жизни не фиксируются. При этом память о том, что было раньше, до начала болезни не нарушена. Такой человек знает, кто он, помнит полученные когда-то профессиональные навыки, но не в состоянии вспомнить, что говорил только что или делал. Это создает большие трудности с ориентацией в текущих ситуациях. Но личность человека все- таки сохраняется.

В некоторых случаях память подменяет информацию о последних событиях, действиях и разговорах выдуманными воспоминаниями. Такое явление называется конфабуляция.

Тотальная потеря памяти, если она действительно есть — признак глубокого органического поражения головного мозга.

Стовбург

Ярослав Владимирович

нарколог, Киев Задать свой вопрос

Конфабуляции заполняют пробелы в памяти, при этом события из прошлого могут выдаваться за только что произошедшие. Человек с этим расстройством памяти с уверенностью может рассказывать, что только что пришел с работы, вернулся с прогулки, общался с другом, хотя все это происходило давно. Возможен и вариант, когда за только что случившееся выдаются выдуманные события, которые не случались в реальной жизни.

Фиксационная амнезия может возникать при атеросклерозе сосудов головного мозга, черепно-мозговых травмах, но чаще всего она проявляется как часть Корсаковского синдрома.

Корсаковский синдром – тяжелая форма амнезии

Причиной развития этого синдрома может быть алкогольная интоксикация, опухоль головного мозга, отравление углекислым газом, недостаток витамина В1, нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы. Обычно при Корсаковском синдроме фиксационная амнезия «включается» одновременно с ретроградной и антероградной, в результате чего наблюдается полная дезориентация человека.

В результате длительного злоупотребления алкоголем часто развивается психоорганический синдром который проявляется слабоумием: снижением памяти, и тд

Леонтьев

Алексей Юрьевич

нейрохирург, Херсон Задать свой вопрос

Чаще всего Корсаковский синдром это хроническое состояние, но в некоторых случаях амнезия может приступообразно проявляться и через некоторое время исчезать. Так, например, если Корсаковский синдром вызван интоксикацией, то со временем возможно восстановление памяти.

Берегите память, помните, что она сохраняет наш индивидуальный опыт. Нарушение такой важной психической функции как память может сделать человека абсолютно беззащитным, неспособным жить в социуме. Поэтому необходима своевременная консультация врача и адекватное лечение с применением ноотропных (пирацетам) и других препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (вазобрал).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Потеря памяти не стирает эмоции

Как формируется память?

Такая удивительная память

Познавательные и творческие способности человека, а также реализация высших психических функций невозможны без использования памяти. В повседневной жизни мы постоянно воспринимаем, анализируем и вспоминаем огромный объем информации. А нужно ли и зачем тренировать память? Ведь есть Google, справочники, книги, записные книжки. Но все не так просто.

Память не только высшая функция мозга, но и мощный физиологический механизм сохранения физического и психического здоровья .

Мозг взрослого человека весит примерно полтора килограмма. При весе тела 75 кг. это всего 2%. А вот энергию и кислород мозг потребляет в размере 20-25% от общего энергетического расхода организма. Основное топливо клеток мозга - глюкоза. Наиболее интенсивно глюкоза потребляется корой больших полушарий, особенно во время интеллектуальной и творческой деятельности. Такой высокий уровень энергообмена в нейронах головного мозга обеспечивается усиленным кровоснабжением, за минуту в мозг поступает до литра крови.

Память и инсульт

Транзиторные ишемические атаки и развиваются при нарушениях мозгового кровообращения. Но почему оно нарушается? Одной из причин нарушений кровоснабжения мозга является снижение потребности нейронов в кислороде и глюкозе, когда не задействованы память и воображение. Нет потребности в достаточном кровоснабжении мозга, и кровеносные сосуды теряют эластичность, их просвет уменьшается, и они просто не могут обеспечить приток крови к мозгу в нужных объемах. Возникает патологический порочный круг: снижение памяти приводит к уменьшению кровоснабжения мозга, а уменьшение кровоснабжения еще больше ухудшает память.

Согласитесь, одно-два поколения, воспитанные без уроков истории, без рассказов о подвиге, да и просто о жизни их предков (дедов-бабушек, прадедов), о традициях, обычаях, принятых в вашем роду, короче – в беспамятстве, и все, перед вами «чужие»-родные вам люди. Чужие в смысле отсутствия общих дорогих воспоминаний, неведения о ценностях, принятых в семье-роду, приоритетов.

Вас объединяют только кровное родство, общая фамилия, да и то, что в случае чего (с вами) они будут обозначены в числе наследников первой (второй) очереди.

На днях присутствовала на вечере по случаю 90-летия одной замечательной женщины. Ее не стало без малого 30 лет назад. Образ мамы остался четким в памяти дочерей-зятьев. А вот их дети ее уже не помнят. Нет, конечно же, на фото они ее могут распознать, вот только утром на могилку к ней съездили, возложили цветы. А то, какой классной она была, как выжила в военные годы, каких успехов достигла в жизни, они не знают. Их оправдывает возраст – бабули не стало, когда они еще «под стол пешком ходили». Получается, что это упущение старших – мало рассказывали, объясняли. Выходит, надо восполнить эти пробелы. И это лишь один частный случай. Что уж говорить о событиях, некогда значимых для многих народов, истории целой страны?

… В эти дни отмечалась очередная годовщина со дня освобождения Киева от фашистских захватчиков. Киевская наступательная операция проходила с 3 по 13 ноября 1943 года. Ее итогом стало освобождение советскими войсками городов Киев и Житомир. С той поры прошло ровно 74 года. И именно в ночь с 6 на 7 ноября, в парке Вечной Славы города Киева какие-то подонки под покровом ночи залили цементным раствором Вечный огонь. Звонок с сообщением о повреждении памятника поступил в полицию во вторник утром.

Прибывшая на место происшествия полиция обнаружила 8 ведер, в которых эти «бедоносцы» принесли раствор цемента. Надо отдать должное, замглавы Киевской городской госадминистрации Алексей Резников заявил, что «подобные акты вандализма – позорный пример неуважения к истории и памяти героев» и что он «… уверен, что вандалам не избежать ответственности». К слову, этот мемориал Вечной Славы на Печерских холмах посвящен погибшим во Второй мировой войне. Его открыли ровно 60 лет назад, 6 ноября 1957 года.

Здесь кто-то может напомнить мне, что, мол, на Украине с мая 2015 года действует закон об осуждении коммунистического и национал-социалистического режимов. Этот документ запрещает изготовление и публичное использование символики, в частности изображения советских флагов и гербов, а также публичное исполнение гимнов СССР, Украинской и других советских республик. Да, это так. Но памятники участникам Второй мировой войны под действие этого закона не подпадают. Вообще, этот факт ужасен сам по себе. Киев, за освобождение которого было отдано столько жизней, и вдруг такое…

Сталкиваясь с подобным «беспамятством», хочется задать только один вопрос вандалам: «Как вам самим без мозгов-то живется?!»

У нас в Казахстане, в родном Шымкенте пока с этим все более-менее в порядке. В Шымкенте есть уникальный мемориал Славы, парк «Женис» («Победы»), филиал ЮКО историко-краеведческого музея «Ерлик» («Мужество»), Карта героев на кладбище по улице Толстого, отдельные памятники Героям войны. Чтим, помним. А где-то даже как бы заново открываем для себя имена героев минувших дней.

Выходит, это значимо для нас, есть потребность на генетическом или каком другом уровнях иметь в числе родных, знакомых, земляков героев-маячков, благодаря которым жизнь на этой планете стала лучше, осмысленней.

Примером «узнавания заново» служит подвиг 18-летнего юноши из отделения Катын-копр Ережепбая Молдабаева. Сегодняшние парни и девушки все чаще и чаще «примеряют на себя» факты биографии своего земляка, спрашивают себя: а я бы так смог? В 18 лет этот обычный южноказахстанский паренек попал на фронт. Стал командиром отделения 545-го стрелкового полка 389-й Бердичевской стрелковой дивизии. Это 1-й Украинский фронт. За свою очень короткую жизнь этот юноша как минимум трижды отличился в боях. При освобождении города Бердичева Ережепбай первым ворвался в траншею врага и уничтожил гранатами и из автомата 5 гитлеровцев. В июле 44-го – при форсировании Днепра. Погиб младший сержант Молдабаев 7 августа 44-го в очередном бою. Похоронен в польском селе Грудза Люблинского воеводства.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 23 сентября 1944 года посмертно. Было ему всего 19 лет.

А что как не долг памяти – состоявшийся военный парад-2017 на Красной площади в Москве… Без памяти об истории, о своих предках народу, государству не выжить. Дух предков – это не выдумка, это что-то очень значимое, основа основ, по сути – наш фундамент. Доброго расположения ушедших, духов предков еще надо заслужить. Казахи говорят: «Өлі разы болмай, тірі байымайды», в примерном переводе на русский: «Пока умершие не будут удовлетворены, у живых дела не пойдут». Помните своих предков, не позволяйте искажать историю, кроме нас, старших, за нее скоро некому будет заступиться.

Фарида Шарафутдинова