Open
Close

Пришла беда открывай ворота смысл пословицы. Конспект занятия «Пришла коляда-отворяй ворота! Б. Жалость к себе, вызванная проблемами со здоровьем

XII. ПРИШЛА БЕДА - ОТВОРЯЙ ВОРОТА

В этот раз не было у нас кометы, как в ту отечественную войну, когда к нам француз приходил, и через полета лет после того Лев Толстой в своей книге «Война и мир» не забыл об этой комете. Появись и в эту отечественную войну звезда с хвостом, наверно бы и я не забыл сказать о ней, как это постоянно делает Нестор в летописи.

Сам помню, было в жаркие дни первой мировой войны тысяча девятьсот четырнадцатого года: были в ту войну кузнечики на полях в небывалом числе, и они так стрекотали, что и ночью, в постели, в ушах звенело, и теперь, через тридцать лет, как только подумаю о той войне, так и начинает в ушах стрекотать.

В эту войну не было ни комет, ни особенных гроз, ни вещих кузнечиков: в эту войну люди и на небо-то смотрели больше из-за страха - не летит ли вражеский самолет, и на земле не кузнечиков слушали, а искали местечка укрыться от бомб. Сухим, голым огнем загорелась жизнь человеческая.

И слезы! Приди в это время, кто никогда не видел, как русские женщины провожают своих мужей и детей на войну, он бы и сам заплакал.

В простом народе война и пожар исстари поливаются бабьими слезами. Наша почтальонша Ариша особенно убивалась за своего Степана, вопила брюшным надрывом:

Прощай, хозяин мой, Степанушка!

А Степан стоит себе, делает вид, будто он и в ус не дует, еще кому-то подмигивает, старается преодолеть в себе. бабьи слезы и показать себя перед людьми молодцом.

Но бывает, женщина как бы закаменеет в своем настоящем горе и не ищет слезами привлечь к себе внимание и сочувствие. Так провожала своего мужа Ваню первая красавица нашего поселка дородная и важная жена его Анна Александровна. Казалось, она всю жизнь свою только и ждала смертельной схватки с бедой, и вот она пришла, та беда настоящая.

Пришла беда - отворяй ворота!

Ни слезинки не пролила красавица по Ване, открыла горю ворота и вышла за околицу. Рожь в это время, как бывает на цвету, желтела, но соломинки не все вышли из зеленого, и когда муж с женой вступили на озорную тропу, то будто в море утонули в зеленой воде, и никто не увидел, как любящие прощались.

Никто не видел слезинки на ее лице, строгом, освещенном, как двумя лампадами, большими карими глазами. Проводила она его до совхоза, там обняла, перекрестила, как своего ребенка, и вернулась просто к детишкам, принялась стирать, убирать, как будто ничего совсем не случилось особенного. Но все заметили, однако, что черты ее лица изо дня в день стали обрезаться, и все лицо в новой его строгости стало получать новый смысл.

Бывало, сам помню, когда ее какой-нибудь маленький заревет, как она подхватит его, как прижмет к материнской груди; и вновь отстранит, засмеется и полюбуется со стороны, как художник на свою вещь: знает, что это и свое, и как бы уже и не свое, и куда лучше, чем она сама, и что это просто чудо, а не картина и не ребенок.

А теперь, когда заплачет дитя и надо его успокоить, то берет его на руки и, склоняясь к нему, очень серьезно глядит, как будто куда-то сквозь него, и там где-то видит судьбу его, и скорбит об этой, ей только, скорбящей матери, известной судьбе.

Глядишь на такое лицо, и своя же покойная матушка вспоминается по-новому, и дивишься ей, и сердце щемит за себя самого. Ничего-то я не чувствовал, когда жил с ней и глядел на нее, и она тоже на меня так скорбно глядела, и я в этом скорбном всевидящем луче, я, негодяй, плутовал.

Но если прошло с тех пор полстолетия и я все-таки чувствую боль, значит, и тогда было же где-то во мне то самое прекрасное чувство, каким я теперь вызываю к себе это лицо.

Может быть, и тогда она это хорошее во мне могла распознать и скорбела оттого, что провидела, сколько нужно мне перенести в жизни горя, чтобы вызвать со дна души наверх красоту и добро. До мельчайшей черточки вижу это, как глядела она в меня и куда-то далеко через меня.

Но вот полоснуло по сердцу! Как раз, когда она так на меня глядела и позабылась, в этот святой миг я свободными ручонками своими из раскрытого кошелька на столике и стянул себе проклятый двугривенный.

пришла она - отворяй ворота

Альтернативные описания

Леонид (1920-1976) генерал-лейтенант авиации, военный летчик

Лихо, неприятность, горестное событие, несчастье

Песня Высоцкого

Пришла... - отворяй ворота (пословица)

То, без чего неузнать настоящего друга

Яхта капитана Врунгеля

Соперник «Черной каракатицы»

Песня Владимира Высоцкого

Роман американского фантаста Рея Брэдбери «Надвигается...»

Англосаксонский теолог и летописец, монах, святой католической церкви, автор «Церковной истории народа англов» - ценнейшего источника по истории Англии 7-8 веков

Фильм Яна Фрида «Чужая...»

Опера российского композитора А. А. Николаева «Горе - не...»

Пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «... проходит»

. «невелика..., коли лезет в ворота» (посл.)

. «счастье пучит, а... крючит» (посл.)

Общая кличка российских дураков и дорог

Яхта, соперник «Черной каракатицы»

. «лиха... начало» (посл.)

Попытка не пытка, а спрос не...

. «она не по лесу ходит, а по людям» (посл.)

То, в чем познаются друзья

Она не приходит одна

Горе, большая неприятность

Рассказ А. П. Чехова

Рассказ Зощенко

То, без чего не узнать настоящего друга

Общее между дураками и дорогами

Рассказ российского писателя М. Зощенко

Несчастье

. «лиха... начало»

Яхта Врунгеля

Дураки и дороги

Любое из 7 несчастий, на которые один ответ

. «.. не приходит одна» (погов.)

Не приходит одна

. «раз, два - горе не...!» (к/ф)

Несчастье Врунгеля

. “несчастное” название яхты Врунгеля

Удар судьбы

Горенесчастье

. «счастье пучит, а... крючит»

Киллер радости

Та, что не приходит одна (погов.)

Название яхты капитана Врунгеля

Напасть

Многострадальная яхта Врунгеля

Бог не поберег

Та, что не приходит одна

Несчастье, напасть

Ей принято отворять ворота

Несчастье

Горе, большая неприятность

Рассказ А. Чехова

. ".. не приходит одна" (погов.)

. "Лиха... начало"

. "Попытка не пытка, а спрос не..."

. "Пришла... - отворяй ворота"

. "Раз, два - горе не...!" (к/ф)

. "Счастье пучит, а... крючит"

Англосаксонский теолог и летописец, монах, святой католической церкви, автор "Церковной истории народа англов" - ценнейшего источника по истории Англии 7-8 веков

Ж. или бедство, бедствие ср. бедень ж. вят. несчастный случай, несчастие; происшествие, приключение злыдарное, гибельное, несущее вред, убыток, горе. Бедишка, бедушка, бедушечка умалит. Придет (пойдет) беда, растворяй ворота. Не беда, что во ржи лебеда; а беды, как ни ржи, ни лебеды. Бедень сбоднула. Бедствие более относится к известному случаю; неурожай, повальные боли, бури, наводнения, бедствия. Беда, как кричит; беда, как умен, весьма, очень, больно, как в этом же значении говорится: страшно, ужасно. олон. говорят даже: бедна-беда, народу была бедна-беда. Беда, брыкушка, одноколка, двуколка; кабриолет. Над кем беда не рассыпалася. Лиха беда полы шинели завернуть, а там пошел, солдатск. Где беда ни шаталась, а к нам пришатилась. Где беда ни была, а к нам пришла. От беды не уйти. Коли быть беде, то не минуешь. Эта беда не беда, только б больше не была. Не ищи беды: беда сама тебя сыщет. кого детки, у того и бедки. Беда не живет одна. Беда на беду. Беда на смычке ходит, одна за другою. Беда поездом (гнездом) ходит. Беда бедой беду затыкает. Беда идет, беду везет, третья погоняет. Беда по беде, как по нитке, идет. Не беда (незаботно) чужих детей учить, нероженых, нехоженых. Беда голова (помыслы), а язык победнее. Беда бедой помыкает. Беда беду так и гонит. Беда на беде, бедой погоняет: беду родит, бедою сгубит, бедой поминает. Так по бедам и ходит. Беда на беду наскочила. Беда семь бед приводит (высиживает). Лиха беда беде придти, а победки (пабедки) с ног собьют. Беда беду родит, бедой погоняет. Дома ль хозяин? беда пришла. Беда беду накликает. Беды вереницами ходят. Беда не ходит одна. Беда с победушками. Беда на беду идет. Беда беду вабит. Беда ум нашла (родит). При счастье бранятся, при беде мирятся. Беда смиряет человека, а неправда людская губит. Сбыл беду, что соседову жену. Берегись бед, пока их нет. Муж в бедах, а жена в гостях. Вода прошла, и беда прошла. Нe хмель беда, похмелье. Всегда жди беды от большой воды. Огонь беда, и вода беда; а без огня и воды и пуще беды. Жениться беда, не жениться беда; третья беда не дадут за меня. Семь бед один ответ. Беда глупости сосед. Беда без ума. Сухая беда, удавленник. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. Кругом вода, а в середине беда, о Себеже и Каменце. Та не беда, что по карманам пошла. Та не беда, что на деньгу пошла, где можно откупиться. Кабак не беда, да выходя, не вались; не упивайся. Где беда, там и Бог (и Никола). Бедить перм., бедчить вологодск. принять кому беду, вред; губить, портить. Набери ладом ягод, а не беди в саду. Медведь набедил. Бедовый, бедственный, несущий за собою беду, бедствие; опасный, гибельный. Бедовый человек, неуживчивый, беспокойный, вздорный; смелый, отважный. добре советно, а бедовно, не любовно. Бедственность, свойство, состояние бедственного. Бедоватый, бедственный, в меньшей степени. Бедовать или бедствовать, быть в бедственном, злосчастном или опасном положении; до крайности нуждаться в чем; погибать. Кто беды не бедовал. Бедоваться безличн. молитвой легче бедуется. Бедование, бедствование ср. состояние бедующего. Взбедоваться на что, всплакаться. Вбедоваться, обтерпеться. Выбедовал, перетерпел или добился чего. Добедовали до нельзя. Забедуем опять. Избедовался, извелся бедуя. Что ты набедил? набедокурил. Набедовались мы досыта, насилу отбедовали. Победовали, довольно. Пробедовали, перебедовали зиму. Прибедилась беда, приключилась. Ну что разбедовался, расплакался. Одну беду сбедуешь, а всех бед не перебедуешь. Бедовик м бедоноша об. кто век ходит по бедам, арх. беданюха, горюн, горемыка, кому ничего не удается, кто всегда бедует и не может выбиться из бед и нищеты. Бедовник на горе уродился. Бедосирый, бедующий и всеми покинутый; одинокий в нужде, в беде. Бедовить арх., бедокурить, шалить, проказить, прокудить, бедить, кутить, на свою или на чужую голову. Бедокур м. бедокурка ж. кто бедокурит, кто шалостями, проказами или ослушанием причиняет вред. Бедокурный, о живом, наделавший бед, набедокуривший. Бедолаха, бедняга (Наумов). Бедоносный, наносящий беду или беды, бедовой, бедственный, говорят о неживом. Бедун м. бедунья ж. бедокур, бедовый человек, приносящий беду; кто несчастлив; также у кого глаз не хорош и пр. Бедоглазый, бедоокий, сглазчивый, у кого, по народному поверью, глаз не хорош, кто вредит всему, на что ни взглянет, кто прекосит, призорит, портит. Бедующий, бедовый. Это беда бедующая; олон. беда бедная

Не приходит одна

Опера российского композитора А. А. Николаева "Горе - не..."

Соперник "Черной каракатицы"

Фильм Яна Фрида "Чужая..."

. “Несчастное” название яхты Врунгеля

. «пришла... - отворяй ворота»

. "Если я чешу в затылке - не..."

Второе название яхты Врунгеля

. «если я чешу в затылке - не...»

Господи! Что же я здесь делаю? Неужели это не во сне, а наяву? Десять лет жизни коту под хвост! Еще вчера он клялся в вечной любви, не мог прожить без меня и двух недель, когда уезжал в санаторий, то звонил каждый день и приезжал раньше срока, потому что соскучился.

И вот я сижу перед дверью судьи, который через несколько минут нас разведет. Я чувствую себя просто отвратительно! Господи, помоги мне не разреветься!
Вот и все! Мы с этой минуты чужие люди! Никогда не думала, что это так просто! Моего экс – супруга уже след простыл. Спасибо Всевышнему, я сдержала эмоции, и, кажется, что всё вышло холодно и достойно. Сейчас переведу дыхание и шагну в новую, ещё неведомую жизнь. Просто трагикомедия какая-то, молодой красавчик идёт прямо ко мне! Да, наверное, что-нибудь хочет узнать, проконсультироваться, как у старшей по возрасту, по интуиции или же на вскидку,было ему лет 20, а мне все 35, вот и начала новую жизнь.

Здравствуйте! Можно с вами познакомиться? Меня зовут Кирилл – это тот, что с двумя «л» на конце.

А что есть и другое имя, с одной?

Нет, но надо же с чего-то начать разговор, ведь не с вопроса, что вы, девушка, делаете в здании суда?

Например, я здесь работаю?

Ну, да! Таких красивых и модных юристов не бывает, я точно знаю! Скорей всего вы из мира модной индустрии. Вы похожи на модель. Так все-таки, как вас зовут?

Меня зовут Карина, и профессию мою вы практически угадали, короче, на ту же букву, угадайте с трех раз!

У нас с вами имена на одну букву, так, что – это судьба! А профессия вам подходит модельер.

Молодец! Пятерку ставлю за это! Надо же, с первого раза угадал, у меня, что, на лбу что-то написано, а я и не заметила?

Кто ещё в нашей стране так следит за модой?

А люди из шоу – бизнеса? Да, впрочем, Кирилл, вы правы, я ведь тоже кручусь в этой индустрии, с маленьким отличием, я их одеваю. Вот и мне кое-что перепадает. Прошли те времена, когда сапожник был без сапог. Нас ведь встречают по одежке, и сразу требуют подтверждение ума, такова жизнь – се ля ви.

Карина, давай перейдем на «ты», и поскорее покинем это зловещее здание?

Что же ты натворил, если эти стены так тебя угнетают, что-то серьёзное?

Было бы серьёзное, то я был бы уже не в этих стенах!

Согласна! Я, не подумавши, сказала, а чем занимается молодой человек по имени Кирилл?

Вот чуть-чуть отойдем от здания суда, а то мне кажется, что даже стены способны подслушивать!

Значит, всё-таки не так всё просто в твоём посещении этого заведения?

Здесь я был в роли свидетеля, ты видела троих моих друзей, которые ушли раньше, поняв, что ты меня не оттолкнула. Куда предложишь пойти?

Поехали в парк погуляем. Погода тёплая, можно взять напрокат лодку. Я люблю кататься на лодке, только, естественно, если ты умеешь управлять ею?

Поехали в Сокольники, ты угадала, что я люблю быть лодочником! И говорят, - это у меня неплохо получается! И ещё, прими к сведению, что я имею первый разряд по плаванию, так, что если будешь тонуть (не дай Бог, конечно!), то спасу!

Надеюсь, что этого не потребуется, а плавать я тоже умею. В нашем ВУЗе бассейн был внесён в программу обучения. И я была любителем там задерживаться по несколько сеансов подряд. К сожалению, не всегда получалось ходить регулярно, вот мы, с моей однокурсницей Леной, отрабатывали подряд несколько сеансов в один день.

Карина, вот мы и приехали, за разговором время летит незаметно. Я в этом парке часто бываю, потому, что рядом живу. Выбирай, какая лодка тебе больше нравится?

Молодые люди подошли к лодочнику, с красивой сединой мужчине лет пятидесяти.

Здравствуйте! Нам, пожалуйста, без дыр, чтобы мы не потонули, а то мы плавать не умеем! – смеясь, попросила Карина.

Девушка, у нас все лодки на ходу, могу дать вам спасательные жилеты? – услышали в ответ красивый баритон лодочника.

Девушка шутит! Нам не нужны спасательные жилеты, вы же меня знаете, я не первый раз здесь катаюсь! – поправил свою спутницу Кирилл.

А скажите, пожалуйста, каких девушек этот молодой человек катал до меня? – продолжала диалог Карина.

Признаюсь, вы не первая девушка, с которой Кирилл катается, но надо отдать ему должное, что вкус его совершенствуется, потому что вы самая красивая из них, и судя по вашим глазам – умная – сделал ей комплимент мужчина.

Интересно! Это вы намекаете, что я для него «старая»? – возмутилась молодая женщина.
- Глупости! Красивая девушка не бывает «старой»! Я просто знаю, что парню 20 лет, а у вас на лице интеллект написан большими буквами, вот даже, как вы одеты - прозвучало в ответ.

Опять меня раскусили, вы тоже можете сказать, кем я работаю? – пристально рассматривая лодочника и недовольным голосом.

Каришенька, мы больше не будем задерживаться, познакомься, - это мой отец. Его зовут Владимир Семенович – проговорил парень уже разворачиваясь и помахал отцу рукой.

Очень приятно! Спасибо за комплименты! – что первое пришло на ум, проговорила девушка.

Кирилл, ты меня подставил! А нельзя было сразу нас представить? Я выглядела очень глупо! – в голосе Карины раздражение не было скрыто.

Если бы я сказал, что едим к моему отцу, то ты бы не поехала. Можешь расслабиться, он с нами уже давно не живет, у него другая семья.

Мои родители тоже разведены, видимо, в нашей стране это диагноз, я ведь тоже сегодня развелась, так что поздравь меня со вступлением в новую жизнь!

Не хочу показаться бестактным, но я рад, что тебя с твоим бывшим мужем уже ничего не связывает. Пошли ко мне, я уже сказал, что рядом живу. Мне надо сообщить маме, что друга моего оправдали.

Извини, Кирилл, но я не готова к знакомству с твоей мамой. Знаешь, - это как в сказке: «Пробило 12 часов, - принцесса превратилась в Золушку». Твой отец сказал, что тебе 20 лет. А мне скоро будет 35, дома меня ждут двое детей, старшему сыну 10 лет.

Как зовут твоих детей?

Старшего – Иван, младшего – Ярослав.

Я хочу с ними познакомиться.

Не так скоро. Как я буду выглядеть в глазах детей, когда в день развода приведу домой очень молодого парня?

Ты специально подчеркнула слово «очень»?

Нет, так получилось, а чем ты в жизни всё-таки занимаешься?

Я учусь в физкультурном институте, и мы с отцом перегоняем машины из Германии. Короче, нелегальным бизнесом занимаемся!

А твой отец не подумал, что он тебя подставляет? Или это его месть твоей матери?

Нет! Я его еле уговорил, мне надоело клянчить деньги у родителей. Я ведь не так часто этим занимаюсь, потому что учусь на дневном отделении в институте, но даже нескольких раз хватает, чтобы потом нам с матерью жить безбедно и не занимать денег. Сама понимаешь, что алименты мне уже не положены.

Если ты имеешь ввиду Закон, то твой отец обязан тебе платить до окончания дневного ВУЗа, но он, видимо, решил, что криминальный бизнес тебе больше подходит!

Ты его осуждаешь?

Но это не укор ему, а лишь мое собственное мнение, я хорошо помню библейское изречение: «Не суди - да не судим будешь», - какое я имею право кого-то осуждать? Мой брат тоже в криминальном бизнесе крутится. Сейчас такое время, что другим способом невозможно прокормить семью. С мужем мы сейчас развелись, а бросил он нас, когда я была на четвертом курсе института, так что деньги на дипломные вещи дал мне мой брат!

Хороший у тебя брат. Обязательно хочу с ним познакомиться! А вот у меня нет ни брата, ни сестры, ой, вру, конечно, сводные есть! У отца в новой семье трое детей, мал мала меньше и с очень нелегкими характерами.

Понятно! Главное, чтобы никто из вас не попал под бандитские разборки. Мы с моей мамой каждый день молим Бога об этом.

Ага… Ладно, ну, не будем о грустном! Солнце мое, - давай жить, как японцы, - одним днём! Вот посмотри, какая природа вокруг! Солнце светит, птички поют!
- Согласна, я люблю природу, есть в ней много философского, напоминающее о бренности всего сущего, а для полного счастья мне не хватает моего этюдника.

И ты забудешь, как меня зовут?

А это ты откуда знаешь?

Я же сказал, что мы с тобой во многом похожи, в детстве окончил художественную школу и спортивную одновременно.

Не хочу тебе напоминать, что детство твое было буквально пять лет назад.

Опять ты о возрасте, мы можем сейчас остановить любого прохожего, и пусть скажет, сколько нам с тобой лет!

Это что, - вызов?

Нет, просто хочу, чтобы ты забыла о возрасте и стала жить, просто жить и радоваться этой жизни!

Спасибо! Я так и сделаю, а теперь мне пора домой и пока без тебя.

Я всё понимаю, встретимся завтра, а сейчас я провожу тебя до дома.

Зачем? Я вполне могу и сама доехать.

Всё намного проще, чем ты думаешь, я не хочу с тобой расставаться, и мне придется признаться, что моя бабушка живёт недалеко от тебя, и я давно влюблен в тебя.

Ничего себе, какие откровения! Кирилл, ты выкладывай постепенно, не всё сразу в первую встречу!

Меньше всего мне хочется начинать наши отношения с вранья, я о тебе мечтал два года, ты любимая и единственная в моей жизни! Я тебя никому не отдам!

Спокойнее! Не надо торопиться, ты меня придумал. И я боюсь тебя разочаровать. Пойми, жизнь сложная штука, и не всё упирается в слово «любовь». Пойми, наконец, я карьеристка с неудачной семейной жизнью, если посмотреть честно, то в разводе на 50 процентов виновата я. Какой муж выдержит, когда жена приезжает домой из библиотеки в 10 часов ночи.

А почему так поздно?

Театральная библиотека работает до 21 часа и доехать. Это было, когда я училась.

Теперь всё в прошлом?

Ты не учитываешь, что у меня творческая профессия и двое детей.

Я твоих детей видел и мне они очень нравятся.

Смешной ты! Дети не игрушка, выбросить не получится!

Карина, не пытайся меня отговорить, я от тебя всё равно не отстану, буду за тобою ходить, как тень.

А как отнесется к такому знакомству твоя мама?

Она о тебе всё знает, пыталась меня убедить, что на чужом несчастье, себе счастье не построишь, но ведь в твоем разводе я не виноват!

Ну, Кирилл, удивил ты меня! Вот мой дом.

Я знаю. А через два дома живу я, так что никуда ты от меня не денешься, - это судьба!

Спасибо, что поддержал меня в трудную минуту!

Мы завтра встретимся?

Пойми меня правильно, я не могу бросить свои дела и детей, ради мимолетного увлечения, для меня семья и карьера стоят на первом месте.

Вот и возьми меня в свою семью!

Поживем, - увидим, ты меня ещё не видел с утра без макияжа!

Летом ты всегда по своему району ходишь с макияжем?

Почему я тебя не видела?

Во-первых, я старался не попадаться тебе на глаза, а во-вторых, ты ни на кого не обращаешь внимания, и смотришь на всех свысока!

Неужели это так! Я всегда считала себя простой, как правда.

Ничего себе, нашла «простушку», у меня рост 190 сантиметров, а мне всегда казалось, что ты смотришь на меня свысока!

Прости! Если я тебя так обидела! Давай созвонимся через три дня? Завтра я должна быть на родительском собрании в классе Ярослава, а послезавтра я допоздна задержусь на работе.

Давай встретимся, когда ты скажешь?

Да, Кирилл, мне есть о чём подумать эти несколько дней.

Номер телефона я твой знаю, так что позвоню, вот только нацелуюсь с тобой на прощание!

Кирилл ловко обхватил Карину руками, что даже, если бы ей очень захотелось вырваться, то не получилось бы, но она поддалась обаянию молодого мужчины и не сопротивлялась. Парень оказался опытным, ласковым, нежным, она для приличия иногда вскрикивала.

Пусти меня! Нельзя же так бесцеремонно, что скажут знакомые, если увидят?

Скажут, что я в тебя влюблен и это не запрещено законом!

И они снова утонули в объятиях друг друга, не замечая ничего вокруг.
- Все. Пока. Звони.

Вот влипла! Надо улыбку стереть со своего лица, а то мамуля подумает, что я с ума сошла от горя! Думала, что такие варианты случаются только в кино. Просто наваждение какое-то. Парень подумает хорошенько и забудет меня навсегда, зачем ему обуза такая? Так и стоят в ушах слова моего экс-супруга: «Кому ты нужна с двумя детьми? Разве старичку?» Вот и накаркал, что же мне с этим парнем делать? Как подумаю, что осталась одна с двумя детьми, то мурашки по коже идут. Размышления прервались только, когда Карина заглянула в комнату к матери и тихо проворковала:

Мамулечка, ты меня ещё не потеряла?

Почему ты так поздно, могла бы и позвонить, я ведь волнуюсь?

Прости! Я как во сне, нашла на свой зад приключение, позже расскажу, а сейчас пошла в ванну, попытаюсь расслабиться, и спать.

Прошло две недели.

Пусть это будет сон! Я не могу поверить, что моего брата больше нет! Мой брат сейчас лежит в морге, а эти сволочи, кто его убил, ходят, радуются жизни! Господи! За что? Что я теперь без него буду делать? Мы ведь собирались начать совместный бизнес, о чём это я? Моего брата больше нет! Моего единственного братика больше нет! Я схожу с ума! Мне так плохо, но надо думать о маме, ей ещё хуже, чем мне! Мамочка, родная, держись ради меня и внуков! – думала Карина, организовывая похороны брата.

Похороны прошли, как в бреду. Я даже не помню всего, что на меня навалилось. Мамуля всё время плачет, я не знаю, чем ей помочь. Дети ходят, как тени, ситуация вышла из под контроля. Опять звонит телефон, вот уже две недели мы получаем от всех соболезнования. Вот и сейчас, наверное, звонит запоздалый друг, хочет выразить свое участие. Я устала от этих звонков. Мамуля живет на успокоительных, вот опять спит под действием таблеток.

Алло! Слушаю вас!

Здравствуйте, Карина, - это Владимир Семенович, отец Кирилла.

Какого Кирилла?

Вы даже не помните,что приезжали ко мне кататься на лодке, и он нас познакомил?

Извините! У нас горе, моего брата убили!

Это вы меня, извините, за грубость, ведь я тоже от горя не знаю, что говорю! Две недели Кирилл был в коме, а как только очнулся, то сразу попросил меня вам позвонить.

Что случилось?

Автомобильная авария. Врачи не дают гарантий, что он будет жить. Я даже не знаю, как вам сказать, но Кирилл очень хочет вас видеть, но до него ли вам теперь?

О чём вы говорите, конечно, я сейчас же поеду к нему.

Спасибо! Я на машине и заеду за вами.

Через 20 минут они встретились и вместе поехали в больницу.

Еще раз, извините, что побеспокоил вас в такой момент! Я не нахожу места. Мне кажется, что это я во всем виноват, если бы я не подарил сыну машину, то не произошло бы этой беды. В тот день он был таким счастливым, он на новой машине должен был встретиться с вами.

Получается, что я тоже должна чувствовать себя виноватой? В этот день я была в морге и совсем не помнила о нашей с ним встрече. Только бы ваш сын остался жить!

Я не знаю, кому ещё молиться. Мы с его матерью уже во многих монастырях свечки за его выздоравливание поставили. Чтобы вас пустили в реанимационную палату, давайте скажем, что вы его невеста?

Хорошо! Куда идти?

Идёт его доктор, вот сейчас его и спросим.

Здравствуйте, Максим Петрович! Я с невестой моего сына, хотели бы с ним повидаться.- обратился к врачу отец Кирилла.

Здравствуйте! Я вам очень сочувствую! Но десять минут назад ваш сын умер! – со скорбью в голосе быстро сказал врач.

Нет! Это неправда! – несчастный отец схватился рукой за сердце.
- Успокойтесь! Сестра! Каталку быстрее! Посторонних прошу удалиться! – подхватил, оседающего вниз Владимира Семёновича врач.

Я не посторонняя! – пытаясь чем-то быть полезной, со слезами в голосе проговорила девушка.

Всё равно, вы ему сейчас ни чем не поможете, мы вам позвоним, до свидания! – ответил на её мольбы врач, а тем временем каталку уже быстро увозил медбрат.

Молодая женщина с потухшим от горя взглядом, едет машинально, по инерции домой и думает: « Как мне теперь с этим жить? Господи! Зачем тебе нужно было забирать так рано моих самых близких и любимых мужчин? Как я теперь буду жить без них?

Постепенно в голове Карины ярким светом вспыхнули воспоминания:

Она вспомнила себя, в очень раннем детстве, кусками, конечно, но все-таки вспомнила. Вспомнила как они со старшим братом влияли друг на друга. Чаще всего хорошо, а иногда как получалось. Брат Борис старше её был на три года, и маленькая сестренка стала его самой любимой игрушкой. Если опираться на опыт психологов, то у девочки был более сильный характер, потому что брат играл с ней в куклы, шил для них, рисовал вместе с ней.

Но и Карина тоже была под влиянием брата, бегала как «хвостик» за ним и его двумя друзьями. Побывала эта неугомонная четвёрка на всех стройках родного города, хулиганили в чужих садах, собирали марки, фантики, значки, пробки. Во дворе играли в лапту, разрывные цепи, ручеёк.

Когда пришло осознание от воспоминания, то женщина понимает, что детство у них с братом было очень насыщенно событиями. И ей крупно повезло, что у неё был старший брат.

На глаза навернулись слёзы, потому что вспомнилось, что родители развелись, когда маме было 26 лет, и отец часто приходил в гости, но боготворил больше дочь. Отец постоянно хотел забрать её у мамы, а не брата. Ярко вспыхивает отрывок воспоминаний: пришла к отцу, а он начал катать на плечах, в другой приход отец читает сказки, часто он рисовал с ней, кормил сладостями, а потом они вместе шли в магазин, и девочка выбрала, понравившуюся ей игрушку.

А когда отец провожал дочь домой, то учил сказать маме, что она хочет жить с ним, дочь кивала головой в знак согласия. Но когда видела свою маму, то обнимала их обоих, и говорила, что любит обоих, и хочет, чтобы папа опять жил с ними.

Через год, когда они с братом пришли в гости, то их встретила женщина, продавщица из кондитерского отдела, находившегося рядом с универмагом, это была пышнотелая крашеная блондинка, с обаятельной улыбкой. Отец назвал её Ниной Петровной.

Когда они с братом приходили покупать продукты к сожительнице отца, то она насыпала им всякие сладости, что очень нравилось детям, но отец стал приходить к ним все реже и реже.

Сейчас, перебирая в памяти события того времени, Карина понимала, что им с братом повезло, что они так любили друг друга. Они с ним были связаны друг с другом, как двойняшки одной пуповиной. Брат чувствовал, когда ей плохо, а она чувствовала, если у Бориса были неприятности.

Когда они были маленькие, брат часто был несправедливо наказан, он всегда брал вину сестры на себя. Например, за разбитые вазы, тарелки, что-то прожгла или разорвала нечаянно сестрёнка, брат сам признавался в содеянном, а мама свято верила, что наказывает его справедливо. Девочка пользовалась добротой своего брата, и любая, понравившаяся ей его игрушка или вещь тут же становилась её собственностью.

А позже лучший друг стал тоже пользоваться добротой Бориса. У Саши был очень жестокий отец, рука у него была тяжелая, не сравнить с ремнем или горохом, насыпанным в угол, куда ставила их мать брата, но он быстро просил у мамы прощение, и она его отпускала. Друг заранее предупреждал Бориса, какие совершил проступки.

По этой причине брат превратился для всех окружающих в «монстра», разгильдяя. Как в песне, "значит, всё Сережкины дела". Брат был наделен таким характером, хотел защитить тех, кого любил. В детстве не задумываешься над философским смыслом поступков, а просто пользуешься и радуешься, что судьба подарила тебе такого замечательного братика.

Под его покровительством отношение к сестре у всех, кто с ними знакомился, относился к ней как к маленькой принцессе. До седьмого класса брат был с Кариной одного роста. На голове у него была копна жгуче-черных волос, которые помогала ему мыть сестра, так как он не мог их хорошо промыть. Она внимательно следила, чтобы у него не было перхоти в волосах, потому что сама не любила людей с перхотью.

Лицо у Бориса было круглое с тонкими подвижными чертами, губы большие, яркие. Глаза зелёные с чёрными пушистыми ресницами, блестящие с искорками, в них сквозило лукавство и дерзость. В девятом классе Борис превратился в высокого, стройного и очень красивого юношу, по которому сохла большая часть девчонок в маленьком городе.

В отличие от отца, который боготворил дочь, то любимая бабушка, мамина мама, ни от кого не скрывала, что обожала своего первого внука. Это был Борис, который родился семимесячным, и они с мамой спасли ему жизнь, когда врачи не давали гарантии, что он будет жить, но он не только выжил, а был здоровым и крепким мальчиком.

В детстве мамуля с ними намучилась, дети постоянно несли домой раненых животных и птиц. У них был не дом, а больница доктора Айболита. Это была их любимая книга. Когда они с братом приезжали в лагерь, то ловили жуков и пытались их дрессировать. Жуки, надо сказать, были большими, самцы вместе клешнями, как у оленей, 12-15 сантиметров, самки с маленькими рожками, 6-8 сантиметров. Когда они пролетали вечером над головой, то громко жужжали. Кино в то время в лагере показывали на улице, и если жук садился на кого-то, то звали Бориса, и он снимал жука, сажая его в свою, припасенную для такого случая банку.

Особым успехом пользовались бои, устроенные ребятами, между самцами жуков-оленей. Азарт у детей был не детский, ставились даже ставки, чаще это были сладости. Весь месяц, который мы с братом проводили в лагере, жуков кормили и ухаживали за ними, а перед отъездом домой, мы их выпускали в лесу.

Про них с братом говорили, что брат и сестра, одна сатана. Они друг друга никогда не предавали. Начитавшись книжек о войне, дети чувствовали себя героями. Учеба давалась им легко, поэтому голова была забита планами на очередные мелкие пакости.

Воспоминания детства отвлекли Карину от действительности, о которой ей совсем не хотелось думать. Немного повздыхав тяжело,она опять унеслась в счастливое детство, когда любимый брат был всегда рядом.

Вот сидят на скамейке человек десять детворы. Солнце жжет, мухи и слепни достали всех, семечки оскомину набили, сочинять небылицы надоело. Короче, повисла скука смертная. В голове Бориса родился тут же план «боевых» действий. Он четко распределил действия всех по их возможностям, и они быстро достали соседские дыни. На заборе Кариной был оставлен хвост маминого очередного шедевра, хохот ребят, смачный мат хозяина, и хруст ломающейся об коленку спелой и сладкой дыни, не забываемое ощущение! Сердце молодой женщины грустно заныло.

А какое удовольствие доставляло им плавание по реке на резиновых камерах. Прыгать и нырять с них, или с деревьев. Всё это делалось в тайне от родителей и бабушек с дедушками, и на обратном пути вся детвора сушила свои трусики, надев их на палки. Домой приходили голодные, уставшие, тихие, как нашкодившие котята, и вели себя очень хорошо.

Многие из своих шуток, брал брат из разговоров нашей бабушки, когда та зимними, долгими вечерами собиралась с подругами, они играли в карты и вспоминали свою молодость. Брат запоминал их шутки, и потом применял уже с поправкой на новое время.

В наследство достался «базарный день". Заранее договорившись, о дне, детвора стаскивала на середину улицы, всё, что можно было взять во дворах. Рано утром люди просыпались от ругани и крика соседей. Все переругались из-за тазов, кастрюль, сковородок, веников, санок, инвентаря. Так как вещи были практически одинаковыми, только у кого-то новее, аккуратнее. Смысл заключался в том, что кто раньше встал, тот и выбрал лучше. В результате можно было получить корыто с дырами, вместо нового, но никто в драку не лез, обычай такой не Боря придумал.

А какая завораживающая душу "стукалочка" получалась, с легкой руки, болтливых старушек! Надо вычистить тыкву, прорезаешь глаза, нос, рот. Внутри вставляется горящая свечка. Ребята как-то пристраивали всё так, что из далека стучали в дверь, сонный человек выходил, а на него смотрело чудище с горящими глазами. Детвора сидела в укрытии и наблюдала за испугом взрослых людей.

Одним из любимых занятий у нас с братом было катание на перилах лестницы в высотных домах. Несётся Карина однажды с ветерком, а одно звено вывалилось, она себе левую руку пропорола ржавым гвоздем так, что ладонь развалилась на две стороны. Прибегает домой к брату, в глазах страх, он обработал рану, сделал перевязку, зажило, как на кошке, но шрам остался на всю жизнь.

Наконец объявили станцию, где Карина вышла и осознание действительности вернулось с удвоенной горечью.

Одна из моих читательниц, женщина с музыкальным именем Лайла, в письме ко мне задала такой вопрос:

«Есть такая пословица – народное наблюдение: беда не приходит одна. Существуют разные точки зрения по этому поводу. Мне приходилось читать работы, в которых авторы полагают, что несчастья приоткрывают некий тоннель в мир темных сил, и этот открытый вход в плохое и приводит к лавине обрушивающихся на нас драм и трагедий. Что бы Вы могли сказать по этому поводу? Можно ли считать фатальной неизбежностью череду бед, начало которым дает какое-нибудь конкретное несчастье? Для меня это очень важный вопрос».

Ответ этой женщине я хочу сделать открытым (с ее разрешения), поскольку поднятый ею вопрос, как мне кажется, является важным для многих.

Здравствуйте, Лайла. Я не хочу оспаривать мнение о том, что некое несчастное событие открывает какой-либо тоннель в мир темных сил – мне об этом не очень известно. Быть может, это и так. Моя мысль движется немного иным путем.

Что мне может дать такое видение ситуации, в которой нечто происходит помимо меня, и притом – собирается и далее так же без меня происходить? Если несчастье само нечто приоткрывает, то оно (несчастье) есть не некое следствие моих действий, а некая внеположенная мне сила – Несчастье, которое само решило происходить и что-то там приоткрывать. А я тут ни при чем. Это Несчастье происходит вне меня и без меня, но по мою душу и мною, то есть оно в некотором смысле живет меня, использует меня для целей своей жизни. При этом действие Несчастья таково, что оно приоткрывает тоннель в мир темных сил, которые, уже в свою очередь, обрушиваются на меня.

Где в этом описании я? Меня здесь нет. Здесь другие Действующие лица: Несчастье, приоткрывающее тоннель в мир тьмы, и Тьма, которая обрушивается на меня и что-то со мной делает. Что мне может дать такое описание, в котором все происходит без меня, а я – лишь нечто страдательное, которое как-то используют какие-то силы?

Даже если представить, что это так (по поводу открытия тоннеля), то чем это видение действительности полезно для меня, если я здесь бессилен? Если такое представление не помогает мне выживать, то какой для меня смысл в таком представлении, будь оно хоть 100 раз верным? Хотя именно в этом случае – если оно не помогает мне выживать – можно усомниться в верности такого видения.

По моему мнению, верное видение действительности – это такое видение, которое помогает мне жить, и именно в силу того, что мое видение соответствует действительности. Тогда я точен и успешен в своих действиях. Стало быть, если что-то увеличивает мою силу, успешность, точность, то оно и приближает меня к действительности.

Поэтому о вышеописанном представлении несчастья я сказал бы, что такое представление для меня вредное и опасное, ибо делает меня беспомощным, слабым, и главное – оно отрицает вообще мое существование, ведь в этом случае живу не я, а Несчастье и Тьма.

На описанную вами ситуацию, когда пришла одна беда, а за ней – другая, третья и т.д., я бы посмотрел иначе и выделил бы несколько возможных причин «множественности несчастья».

Сначала я усомнился бы в том, насколько оно множественно. Действительно ли я испытываю кучу бед, и за одним несчастьем идет другое так, как это мне представляется? Не нагнетаю ли я сам обстановку так, что мне начинает казаться, будто весь Мир ополчился против меня и пытается меня убить или как минимум – навредить? Не есть ли то, что сегодня я замечаю несчастья, следующие одно за другим, следствие того, что я обращаю внимание на те неприятности, которые вчера меня бы мало тронули – я отнесся бы к ним, как к рядовым делам? А сегодня это для меня уже не просто дело, а целая досада. И тогда я переживаю несчастье, которое для меня, конечно же, реально, в том смысле, что я его переживаю, но оно не реально в смысле того, что оно действительно есть. Это та кажимость, которая объективна, по выражению Гегеля.

Проще говоря: разве тогда, когда мне плохо, когда я занят весь какой-то заботой, разве не начинает весь Мир видеться мною через эту мою заботу, через эту мою боль и несчастье?

И тогда все окрашивается в ее цвет, тогда я везде нахожу нечто особенно неприятное для меня, особенно досадное и восклицаю: «О-о-о! Как все плохо! Пришла беда – открывай ворота!».

Затем я подумал бы так.

Разве тогда, когда мне плохо, когда я занят весь какой-то своей заботой, не нахожусь ли я в таком особом озабоченном состоянии, в котором я не замечаю происходящего вокруг меня, и из-за этого создаю такие события, которые являются для меня отнюдь не радостными?

Например, поглощенный тягостными думами по поводу расставания с любимой, я могу забыть выключить утюг, чем создать опасную ситуацию пожара. Потом, переходя проезжую часть дороги, я могу задуматься о своих неприятностях и не обратить внимания на светофор, не заметить едущего автомобиля… Мои несчастья начинают множиться. И если я думаю о кознях темных сил, то я остаюсь в своих несчастьях ни при чем, и мне ничего не нужно менять, не нужно разрешать, ведь причина их как бы не я…

И при этом я все же как-то отношусь к этим несчастьям своим, я что-то о них думаю, ведь я же хочу, чтобы их не было. Я ищу выход, ищу причины.… И в этом случае во мне громко звучит: «за что мне все это?», «я не виноват!», «сколько же это будет продолжаться?!» Как будто меня кто-то наказывает за что-то, как будто кто-то меня в чем-то обвиняет и замышляет недоброе, решив доконать меня… И в том разрыве с любимой, скорее всего, виноват тоже не я. Ведь я такой хороший, я такой лапочка, а если что и делаю в какое-то время не по совести или не совсем верно, ошибаюсь, так это же меня вынудили к этому или не научили (те, кто должен был научить).

В общем, я не виноват, это жизнь такая, люди такие, время такое, страна такая...! Я нахожу себе оправдания…

Все сволочи!

Все завистники!

Все! Все! Все нехорошие!

Все! Все! Нехорошие! Никто меня не любит!

Все! Все! Все хотят, хотят, чтобы я погиб!

Все нехорошие! Все сволочи!

Никто меня нежного, удивительного не любит!

(П. Мамонов «Все сволочи»)

Но… когда я нахожу себе эти оправдания (а я их непременно найду, если они мне нужны!), становится ли мне легче жить, уменьшаются ли мои несчастья? Несчастья мои естественным образом только множатся, ведь причины их я всегда вижу вне себя, а если они вне меня, то с чем же мне нужно тогда иметь дело и зачем? Это нужно измениться тому, что/кто повинен в этом. А «они» меняться не собираются, да и с какой стати, это же мне что-то мешает, а не «им». И значит, причины моих несчастий никуда не деваются и порождают одно следствие за другим. Мои несчастия множатся…

Причиной же того, что беды размножаются и въедаются в тело моей жизни, как плесень, причиной того, что «беда не приходит одна», для меня (и в моем понимании) является то, что я не хочу видеть того, в чем может быть моя ответственность, или другими словами: я не хочу знать – что именно зависит от меня в том, что со мной происходит, и от чего именно завишу я?

Ведь, если хотя бы что-то от меня зависит и если я от чего-то завишу, то не разумнее ли мне заняться моими отношениями с этим, а не сетовать на не зависящие от меня обстоятельства? Хотя бы потому, что если нечто в моей жизни от меня никак не зависит, то это значит, что я с этим не состою ни в каких отношениях и я его не учитываю в своем существовании. Проще говоря – его для меня нет. А если оно для меня есть, то есть и то, что от меня зависит, есть и мое к нему отношение, и вот именно оно и определяет характер того, каким оно будет для меня – «добрым» или «злым».

А когда бы Бармалей

Козни нам не строил

Мы не знали бы, что мы,

Видимо, герои!

Что не станем мы в беде

Ахать или охать...

Что нам очень плохо!

(песня из к/ф «Айболит-66»)

Я не могу отменить Зиму (это от меня не зависит), но я могу учесть то, что она есть и являет себя в моем Мире так, как являет, а если я это учитываю, и учитываю важность в моей жизни Зимы, то я соответствующим образом к ней готовлюсь, одеваюсь, утепляю свой дом и пр. (это от меня зависит). Зима для меня существует, а значит, у меня есть отношение к Зиме и, следовательно, есть и то, что от меня в отношениях с ней зависит!

Если от меня не зависит, попаду ли я под колеса автомобиля, переходя дорогу, то мне разумнее вообще не выходить на дорогу. А если это от меня в какой-то степени зависит, то мне полезно понять – в какой именно, и через это обрести СВОБОДУ ДЕЙСТВИЯ! Моя свобода – в осознанной мною и принятой мною мере моей зависимости от чего-то! Моя свобода не в независимости от чего-то, а в характере связи с ним.

Если от меня не зависит ничего в моей жизни, то у меня нет никаких отношений со своей жизнью и самим собой, и это значит, что я не живу, меня нет.

Если я от чего-то не завишу… Психотерапевт Михаил Львович Покрасс говорит: «Если я от столба не завишу, то я об него стукнусь, а если завишу – то я его обойду».

Даже если говорить о зависимости как болезненном пристрастии к чему-либо, как о моей слабости, скованности, моей невозможности в связи с чем-то, то причина ее именно в том, что я отвергаю и не учитываю свою зависимость от той действительности, в которой я нахожусь – я хочу жить вне ее, наперекор ей. Когда мы говорим об обретении своей «независимости», психологически это означает то, что мы хотим (не задумываясь об этом) стоять как бы вне связи с чем-то, как бы отдельно.

Зависимость как мое болезненное пристрастие, как моя неспособность обеспечить себе радость (моя зависимость от источника радости) означает как раз то, что я не хочу признавать существующие взаимосвязи. Эти действительные взаимосвязи налагают некие ограничения на мое существование и предполагают некую мою ответственность: мои выборы и решения непременно определяют следствия, а я не хочу признавать, что я своими действиями сам часто делаю себе хуже. Я игнорирую свои настоящие жизненные связи, я игнорирую свои нужды, самого себя и те силы, которыми я обладаю, они для меня неведомы; я игнорирую те настоящие взаимо связи, которые имеются в моей жизни, и тогда я ищу нечто дополнительное, нечто ненастоящее, нечто особенное и специальное вне себя, которое мне поможет, и становлюсь от него зависимым. Болезненная зависимость как некая моя невозможность имеет своей причиной именно отказ мною замечать мою действительную зависимость, признавать ее, учитывать ее, использовать ее как свою опору.

Надо понимать, что, живя в мире, мы все все-таки зависимы от условий нашего мира. Но эта зависимость означает лишь то, что ВСЕ НА ВСЕ ВЛИЯЕТ, она означает то, что Я СВЯЗАН с тем, что меня окружает: Я ВЛИЯЮ НА МИР, и МИР ВЛИЯЕТ НА МЕНЯ. Мы с ним зависимы друг от друга, то есть неразрывно связаны. Столб, который я не хочу заметить, влияет на меня, я врежусь в него, если захочу быть независимым от его существования. И столб зависит от меня, ведь и я могу его поломать, в конце концов, а могу беречь и сохранять.

Мне важно не независимость свою найти, не то понять, как быть независимым от чего-то, а понять меру своей зависимости – от чего именно, как именно, насколько именно я завишу? Другими словами, это значит – определить, как я связан с этим, в каких я отношениях с чем-то и какое мое отношение к этому?

Если я хочу быть независимым, то это значит, что я хочу быть одиноким, хочу не замечать ничего вокруг, хочу не считаться с Миром, в котором я живу, вероятно, осуществляя принцип «пусть лучше он прогнется под нас» - желание использовать Мир, желание потреблять его и насиловать.

А в такой ситуации неминуемо я сам в своем собственном ощущении, переживании становлюсь используемым другими людьми и Миром: я просто по-иному не могу воспринимать, ибо мы (человеки) так устроены – если я как-то отношусь к чему-то, то я это же отношение жду и к себе. Даже если в сознательном, своем «официальном знании» я ожидаю от Мира иного к себе отношения. Но бессознательно я готов и ожидаю к себе только такого отношения, какое сам и провожу в Мир. Потому и сказано: «Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы они относились к вам» . Поэтому, когда я хочу использовать Мир (то же касается и желания использовать себя!) и в связи с этим переживаю, что меня используют, вполне естественно у меня возникнет и такое отношение к происходящему, что нечто со мной случается помимо меня, я этим не управляю – это нечто внешнее по отношению ко мне (будь то мое самочувствие, настроение, сила, или события, случающиеся со мной и вокруг меня).

И далее я заметил бы в себе следующее: если я мечтаю о независимости, свободе, то это значит, что окружающий меня Мир я считаю своей тюрьмой, своим рабовладельцем, своим насильником, от которого я хочу освободиться. Мир для меня враг. Я уверен, вы это легко усмотрите в себе, если у вас есть мечты о том, чтобы освободиться от чего бы то ни было (например, от так называемых «негативных» переживаний, от эмоций, от болезней…).

Ну, а если Мир для меня – враг, который меня стесняет и не дает мне свободы, то мне естественно ожидать и того, что откуда-то извне будут приходить ко мне несчастия, и это не так уже и важно откуда: из мира тьмы, из моих не замечаемых мною и нежелательных для меня переживаний или еще откуда-нибудь – важно, что я тут не виноват, а виновато что-то другое, виноват Мир… И теперь у меня нет никакой возможности повлиять на это…

К чему я клоню? Я живой, а значит, я завишу от всего, что есть в моем Мире. Если я хочу жить, то я буду учитывать то, что меня окружает, я буду принимать его во внимание и действовать в связи с теми обстоятельствами, в которых я нахожусь. Я живой, и это значит, что есть мои дела и есть следствия моих дел, которые зависят от меня – делающего свои дела.

Другими словами, вопрос сводится к моей ответственности и решимости жить свою жизнь – самому ее жить, не пеняя на то, что кто-то должен был позаботиться о моей жизни, создать мне условия, научить меня, отнестись ко мне, понять меня, полюбить меня… Это моя жизнь. Если я чего-то не понимаю или не могу, если в моей жизни чего-то не хватает, если у меня беды и несчастия, то легче ли мне будет от того, что я кого-то назначу виновником происходящего со мной? Стану ли я от этого счастливей? Научусь ли я жить так, как хочу жить? Обрету ли силу для жизни?

Даже если принять предельную возможность – если все, что происходит со мной, есть карма или судьба. Разве это как-то оправдывает меня, облегчает или снимает ответственность? Ведь и в этом случае вопрос прямо-таки сводится именно к ответственности: то, что со мной сейчас происходит, есть следствие моих поступков в прошлом либо божий суд (судь-ба) моей жизни.

Следовательно, вопрос о моих настоящих бедах снова сводится к тому, захочу ли я принять те следствия моих предыдущих поступков, в которых я сейчас живу? Даже если мне и неизвестны причины, это не снимает с меня их авторства! Захочу ли заметить, что я, живя в этом Мире, нахожусь со всем в каких-то своих отношениях? Захочу ли я заметить, что отношения у меня могут быть и с самим собой? В каких я отношениях с собой на самом-то деле сейчас? Захочу ли я заметить, что то, как я живу, зависит от моих отношений и моего отношения * к самому себе, к Миру, к людям, к событиям? Захочу ли я начать замечать и то, что мои состояния – это не нечто постороннее и случающееся во вред мне, не нечто мешающее мне (или помогающее, если говорить о приятных состояниях), а они – это и есть я сам, моя душа. Это она живет, это она настоящая, а не то, что я себе напридумывал о себе и своей жизни. И если мое состояние для меня меняется вдруг, то это, скорее всего, потому, что я не замечал сам себя долгое время, не замечал той внутренней жизни, которая во мне была, игнорировал самого себя, закрывал глаза, как на нечто неважное, досадное, мешающее: ведь я такой деловой и у меня столько важных забот, а что там позывы моей души… – «некогда, не до этого, мне нужно понять, как мне лучше использовать себя, научиться управлять собой и быть всегда в форме»!

_________________________________________

* Мои отношения – это совокупность моих связей и их характер (какие они), а мое отношение – это оценка важности для меня чего-то, которая выражает степень необходимости его для меня, то есть то, как именно оно мне нужно и зачем. Другими словами, мое отношение есть оценка моих отношений.

Допускаю, что мои рассуждения могут выглядеть досужими, поскольку беды ведь бывают разными. Например, потеря близкого человека. Я в этом точно никак не виноват, и это от меня никак не зависит, просто есть в мире смерть, и тут ничего не попишешь.

Но в том-то и дело, что тут ничего не попишешь. Да, смерть близкого человека горька, больна, трудна! Но как бы трудна и больна она ни была, смерть при этом естественна, и тут бороться как бы и не с чем, бессмысленно протестовать – протестуй, не протестуй, иначе не будет. Но вот если я буду протестовать и не соглашаться принять это, тогда моя жизнь неминуемо превратится в ад… Да, смерть близких является для нас одним из тяжелейших переживаний, наряду со страхом собственной смерти. Но сама смерть человека, как некое событие «вообще», является ли бедой? Это просто смерть. Бедой она является для нас в связи с нашей потерей ценного для нас, которое мы уже никак не сможем восполнить – это неодолимая потеря.

Любые беды, какие бы они ни были, не являются бедами сами по себе. Они беды только потому, что являются бедой для меня! Событие само по себе просто событие, оно никакое, оно просто «вот», «это», «такое», а бедой оно становится только тогда, когда нечто происходящее является для меня недопустимым, неприемлемым, нежелательным, непереносимым. Я чего-то не могу принять, с чем-то не могу смириться, что-то не могу допустить: мне без чего-то (или с чем-то) невозможно быть и жить, некие обстоятельства моей жизни оцениваются мною как невозможные.

И тогда я всеми силами хочу этого избежать, это отменить, этого не знать: я сопротивляюсь происходящему и терплю неминуемое поражение. Почему? Да потому, что мы не можем отменить нечто свершившееся – все, что произошло, так же неодолимо, как стихия, как Солнце, как вращение Земли, как смерть.

И тогда вопрос в том, чтобы именно принять эту неодолимость, этот неминучий факт и смочь жить дальше БЕЗ ЭТОГО. Беда нас ставит перед необходимостью именно ПРИНЯТЬ то, что для нас является страшным, невозможным, неприемлемым, недопустимым, непереносимым, нежелательным, - принять и искать свои собственные силы для того, чтобы жить и выживать без этого.

У сороконожки оторвали ножки. Сороконожка попадает в беду – она непоправимо искалечена, и это уже НАВСЕГДА, на всю ее жизнь. И как бы ни было обидно и жаль ее, ей все равно придется теперь учиться жить вот так, без лапок… если она выберет жить, а не умереть на месте. И она коряво переваливается с боку на бок, пытаясь как-то приспособиться, как-то передвигаться…

Когда я начинаю спорить с неотвратимостью жизни, включая ее неизбежную и неизбывную неизвестность и непредсказуемость, когда я противлюсь произошедшему, происходящему или тому, что произойдет неминуемо, тогда я не просто трачу понапрасну свои силы – если бы только…

Нет, тогда все мои усилия, которые я прикладываю как бы к сопротивлению Миру, на самом деле оборачиваются против меня, но не Миром, а мной же самим. Ибо в Мире мне бороться не с чем, он сам весь – естественный ход вещей. На самом же деле всю свою мощь неприятия и невыносимости для меня происходящего я обрушиваю, сам того не ведая, на самого себя и… размазываю себя так, что вряд ли бы кому-нибудь еще удалось такое со мной сделать.

Даже если… хорошо, допустим, что некое происшествие, неприятное для меня, открывает тоннель в мир темных сил. Допустим, что это так. Какая же именно сила в этом случае открывает этот тоннель? Само ли это событие является отпирающим ключом? Со мной происходит бесконечное множество событий, и тогда нужно либо предположить, что каждое из событий открывает какой-то свой особый тоннель, либо предположить, что есть некая сила кроме самого события, которая и открывает этот тоннель. А какая в событии есть сила кроме самого события? Уж не я ли это сам? Быть может, я в этом событии какой-то особенный, и эта моя особенность является отмычкой для некоего тоннеля?

А какой я в этом, несчастливом для меня, событии? А я в этом событии вот какой – слабый и немощный! Именно этим оно (событие) мне так страшно – тем, что я слабею от случившегося, уменьшаюсь в размере, становлюсь менее значимый и сильный, и мне теперь… страшно жить.

А с чего я вдруг такой немощный стал? А потому, что во мне пронеслась куча образов, и я увидел, что теперь моя жизнь пойдет другим путем, ведь я потерял тако-о-ое, что без этого я теперь не смогу! И дверь в «тоннель темных сил» открывает именно то, какое значение имеет для меня случившееся происшествие, то есть, другими словами, мое к нему отношение. И отношение мое к событию такое, что теперь (когда оно случилось) я считаю себя в чем-то особенно слабым, беспомощным – я чего-то с этим происшествием лишился такого, без чего я НЕ МОГУ.

Вот это мое НЕ МОГУ и является основанием для всех следующих несчастий – они потому и начинают следовать вслед за неким несчастным для меня событием, что в этом событии я вдруг ослабился и не могу «держать» свой Мир. Вот он и начинает теперь рушиться и уменьшается до такого размера, который соответствует моей силе, уменьшается до моего МОГУ – до того Мира, который я могу «держать» самим собой. Ведь каждый из нас живет не просто в Мире вообще, а в том Мире, который собирает и держит собой, сотворяет своими отношениями: не только с людьми, ведь отношение свое я имею ко всему окружающему меня – вот именно своим отношением к тому, что меня окружает, я и сотворяю свой личный Мир. И этот мой личный Мир начинает у меня рушиться тогда, когда я решаю считать себя слабее в чем-то из-за своей потери, немощнее, беспомощнее, беззащитнее…

И всегда в этом есть точка выбора, когда я оцениваю произошедшее, когда я решаю, как оно на меня повлияет и как я теперь буду жить – я принимаю решение, как я буду к событию относиться .

Вот в этой точке выбора я решаю, смогу ли я дальше жить или не смогу, как я буду жить дальше. И если я слагаю с себя полномочия влиять на свою жизнь… Когда я слагаю с себя полномочия, тогда у меня нет полномочий. Когда я решаю, что я не могу, тогда у меня нет сил. А когда у меня нет сил жить, тогда мой Мир рушится и я умираю…

Совершенно неверно ставить вопрос: «за что это мне?» или «когда же это все кончится?» . Когда кончится, тогда и кончится… может быть, и никогда.

Есть вот такие условия жизни сейчас, вот и надо исходить из таких условий, и выживать в них, и идти к лучшей жизни, делая ее из самой этой жизни, а не где-то там когда-нибудь при искусственных условиях, которые должны образоваться невесть откуда. Ведь и сами эти условия выращиваются из этой же самой жизни и этих вот обстоятельств – других нет.

Нет смысла и вредно думать о количестве навалившихся бед. Ибо это значит заниматься не теми вопросами – не решением тех проблем, которые и привели к этим бедам, а жаловаться и сетовать (когда мы думаем о количестве навалившихся бед и о том, как бы было хорошо, если бы… – этим самым мы сетуем и жалуемся) непонятно на кого и непонятно кому, оставляя необходимые действия за кадром своего внимания.

В жизни есть единственно необходимое действие в любых обстоятельствах, какие бы ни происходили, – это жить. Помнить и вспоминать, что Я ЕСТЬ, я живу и жить мне нужно всегда, что бы ни происходило со мной.

И тогда не так важно (несмотря на то, что хотелось бы иного), что именно происходит, когда я занят собой и своей жизнью: тогда я не делю жизнь на беды и радости – она тогда для меня цельное полотно моей жизни, она вся моя целиком, со всем, что есть в ней, и все, что в ней есть – все мне нужно, ибо все это моя жизнь.

ольга кривоплясова
Конспект занятия «Пришла коляда-отворяй ворота!»

Тема : «Пришла коляда – отворяй ворота

Цель : Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомить детей с народным творчеством, народными традициями и обычаями.

Задачи :

Познакомить с малыми формами фольклора – колядками ;

Формировать познавательную активность : расширять и систематизировать знания по русским народным обрядам;

Развивать интерес к традициям русского народа;

Воспитывать любовь к Родине.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что с 7 января по 19 января наши предки встречали святки. Что такое святки ребята?

Ответы детей в стихах.

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки ,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Воспитатель : С Рождества – 7 января по Крещение – 19 января на Руси праздновались Святки или, как их ещё называли в народе, святое время. Этот многодневный праздник делился на две части : святые вечера, посвящённые колядованию и , самое главное, девичьим гаданиям : страшные вечера, когда остерегались гадать.

В «святочное время» пелись на Руси колядки . Нет ни одного другого празднества на Руси, которое сопровождается таким богатым набором обычаев, обрядов и примет. В Древней Руси славили в это время Коляду - бога пиршеств и мира. И до сих пор сохранился обычай славления, когда молодежь ходит по домам, поздравляет хозяев и поет колядки .

Воспитатель : - Ребята, а что такое колядки ? Кто знает?

ответы детей

Воспитатель : Правильно ребята, колядки – это маленькие веселые песенки. Колядовщики ряженные ходили по дворам и пели колядки . А хозяева им за добрые пожелания угощали. Раньше колядовщики заходили только в ту избу, где горела свеча. Давайте и мы с вами зажжем, да подождем, может и к нам кто-нибудь в гости зайдет.

Заходят ряженные дети, колядовщики , поют колядки .

Нынче Ангел к нам спустился

И пропел : “Христос родился!”.

Мы пришли Христа прославить ,

А вас с праздником поздравить.

Коляда , коляда ,

Отворяйте ворота ,

Доставайте сундучки,

Подавайте пяточки.

Хоть рубль,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку.

Не жалейте ничего –

Накануне рождество!

Коляда-маляда , уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте

Малым детям раздавайте.

Колядую , колядую

Я зайду в избу любую.

Попрошу хозяйку

Сладостей давай-ка.

И печенья, и конфет,

И с орехами щербет.

Мы и сами будем есть

И друг друга угощать

А хозяйку, а хозяйку

Добрым словом поминать!

Воспитатель : Спасибо Вам, уважаемые колядовщики , что пришли к нам с поздравлениями.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Угощает колядовщиков конфетами , дети проходят на свои места.

Воспитатель : Ребята, раньше на святки было принято гадать. Люди гадали, чтобы узнать, что же ждет их в будущем. А вы хотели бы научиться гадать и узнать, что ждет Вас в будущем.

Ответы детей.

У воспитателя в мешочке картинки с изображением профессий. Дети вытягивают по одной карточке, и смотрят, кем они станут в будущем.

Воспитатель : Вот мы с вами нагадали, кем вы будете в будущем. А еще святки наши предки очень много веселились и играли. А какие народные игры вы помните?

Ответы детей.

Воспитатель :Молодцы ребята! Сколько много народных игр вы знаете. А я вам предлагаю сыграть в народную игру : «Плетень» .

Проводится игра «Плетень» .

Воспитатель : Ребята много традиций и обычаев сопровождало празднование святок. Одной из главных традиций было печь и угощать своих родных и гостей печеньем «козули» . Название связано с изображением рогатых животных. Главный декоративный эффект козуль – в их сахарном убранстве, в цветовом контрасте. Сочетание коричневого теста и белой глазури дает необыкновенный эффект сказочности, рождественского чуда. Я предлагаю, вам украсить печенье и окунуться в сказочную рождественскую атмосферу чудес.

Звучит рождественская музыка,

дети украшают печенье совместно с воспитателем.

Воспитатель : Какое красивое печенье у нас получилось. Скажите, Вам понравилось украшать его?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята есть такая примета - если поймаешь звезду с неба и загадаешь, то оно непременно исполнится. (воспитатель прокалывает воздушный шар, в котором внутри находятся звезды. дети ловят их).

Вы загадали желания? Только берегите звездочки и вспоминайте наш праздник. А я приглашаю вас всех на чаепитие с печеньем «козули» .

Публикации по теме:

«Пришла Коляда - отворяй ворота». Вечер досуга для родителей Родители входят в зал под русскую народную мелодию и рассаживаются по местам. В оформлении зала столы и посуда в русском стиле. Тётушка.

В своем блоге я уже рассказывала о том, что в нашем детском саду, уже на протяжении нескольких лет традиционно проходит развлечение, посвященное.

Конспект НОД «Пришла Коляда - отворяй ворота» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

КОЛЯДКИ. Рождественские святки-самое веселое,разудалое время. В старину парни и девушки наряжались и ходили по дворам. Пели хозяевам хвалебные.

В нашем детском саду стало традицией каждый год ходить колядовать с детьми. Вот и нынче мы опять колядовали. Прошлись по всем группам с.

Коляда - маляда, уроди пирога! Уроди пшеничку на всякую птичку. Отворяйте сундучки,вынимайте пятачки, По копеечке давайте, малым детям.