Open
Close

Пособие для начинающих воспитателей доу. Советы начинающему воспитателю. Воспитатель детского сада – это

Часто от начинающих воспитателей детского сада можно услышать, что дети не слушаются их, ведут себя гораздо хуже, чем с опытным педагогом и как будто вообще не слышат нового. Это – вполне обычная ситуация, так называемый период адаптации детей к воспитателю. Но что же делать педагогу, чтобы этот период не затянулся и не вошел в привычку? Как бороться с непослушание в детском саду ?

Ошибочной тактикой в такой ситуации будет добиваться послушания детей любой ценой. На давление детский коллектив ответит яростным сопротивлением. Наш совет воспитателю детского сада прост: самая верная тактика – наблюдение за детьми и за собой. Занимайтесь со своими подопечными их «детскими» делами, старайтесь побольше о них узнать, так вы сможете сблизиться с ними и понять, в какие именно моменты чаще всего возникает непонимание, какие именно слабые места дети проверяют на прочность.
Со временем, когда дети привыкнут к новому педагогу, их поведение станет гораздо более спокойным и предсказуемым. Возможно, в том числе и из-за того, что вы станете лучше их понимать, а они больше не будут чувствовать вашу неуверенность.
В утешение молодым воспитателям можно сказать, что дети часто не слушаются даже опытных педагогов детских садов, которые приходят на временную замену заболевшим коллегам. Стало быть, непослушание в детском саду - не редкость.

Чтобы найти слабые места в своем общении с детьми, ответьте для себя на следующие вопросы:

  • В какие моменты дети чаще всего начинают вести себя плохо?
  • В чем особенности педагогического подхода педагога, который до вас работал с этими детьми? Возможно, дети уже привыкли к его методу общения. Вам не стоит копировать его, но будет проще понять, что именно в вашем поведении непривычно детям.
  • Всегда ли вы слышите детей? Чтобы вас услышали, нужно научиться слышать самому.
  • Кто лидеры в вашей группе? Как они ведут себя по отношению к вам, чем вы можете их заинтересовать?
  • Что вы делаете для того, чтобы детям было с вами интересно? Часто причина плохого поведения – банальная скука. Возможно, детям не хватает динамики, беготни, коллективных игр.


Помните главное правило педагогики – не запрещайте лишнего . Не стоит запрещать детям то, что не причинит им вреда. Слишком большое количество запретов приведет к их игнорированию. Лучше пусть их будет несколько, но все они будут жесткими и безоговорочными. Надеемся, начинающим воспитаелям помогут эти советы.
Ваша цель – это не тишина, а охотное принятие того, что вы предлагаете детскому коллективу . Для этого им должно быть интересно гулять, рисовать, лепить, клеить, бегать с вами. Если детям интереснее без вас, то вряд ли вы добьетесь от них полного послушания.

Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.

ВОСПИТАТЕЛЬ - ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.

Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста , которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.

Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А.С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.

Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?

Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

Родительское собрание является необходимым атрибутом дошкольной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему воспитателю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей на собрании. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения воспитателя на родительском собрании

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть;

· организационными;

· текущими или тематическими;

· итоговыми;

· общесадовскими и групповыми.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение НОД. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех воспитанников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы . В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе . Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения , и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Психолого - педагогическое собрание . Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

Личные беседы с родителями . На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Работа с родителями.

Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей.

· Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

· Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;

· Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;

· Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу .

Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка :

· общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;

· жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность;

· образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;

· уровень педагогической культуры родителей;

· степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:

· семейные традиции, обычаи и ритуалы;

· положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

· воспитательные возможности семьи.

Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Чтобы вас услышали.

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Начало разговора.

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинай те с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно. Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начала мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...".

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т. п.. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Воспитанию ребенка в дошкольном возрасте нужно уделять немало внимания. Прежде всего, это нужно для того, чтобы корректировать и направлять развитие ребенка в правильном направлении, что сделает процесс развития личности гармоничным. Также важно, чтобы все практические приемы, которые используются для воспитания в дошкольном возрасте, были правильными и уместными и не вредили малышу.

Пособие для воспитателей детских садов: почему интернет не подходит?

Многие родители, которые водят своих чад в детский сад, и воспитатели по ошибке думают, что в поиске необходимого пособия можно рассчитывать на помощь всемирной паутины. В интернете и правда есть масса информации, однако далеко не все источники заслуживают внимания. Многие пособия очень ненадежные, а, следовательно, использовать методы воспитания, приведенные именно в таких источниках очень не желательно. Да и сам отбор нужной и стоящей информации займет уйму времени, иногда он даже не приносит ожидаемого результата.

Любой педагог, который занимается с детьми дошкольного возраста, хотя бы раз интересовался возможностью поиска действительно полезной литературы и пособий. И это не странно, ведь каким бы хорошим не был воспитатель, и насколько большим бы не был его опыт, а границ для самосовершенствования нет. И, безусловно, черпать мудрость нужно именно из книг и пособий.

Мотивация детей: для чего это нужно и нужно ли вообще?

Мотивация к деятельности — организационный момент занятия (для старших детей может быть внутри занятия). На этом этапе организуется позитивный настрой ребенка к творческой деятельности на занятии, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в творческую деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»): доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка, беседа, в сообщение.

Все для воспитателя или последовательность развития способностей детей, по мнению авторов пособий

Первая часть занятия — коммуникативная деятельность. Этап общения. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Этот этап предполагает подготовку детей к творческой деятельности: актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для выполнения творческих заданий; тренировки соответствующих творческих операций. Рекомендации к проведению: коллективный полилог, коммуникативное взаимодействие, беседа, применение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала.

Вторая часть занятия — этап познавательной деятельности. Постановка задачи.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания). Планируются задачи на обогащение, актуализацию творческого опыта. Рекомендации: использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

Третья часть занятия — этап творческой деятельности.

Первичное закрепление приобретенных знаний в творческой деятельности. Дети в форме коммуникативного взаимодействия решают творческие задачи. Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию, соревнования, игровые ситуации.

Четвертая часть занятия — этап оценочно-контрольной деятельности. Постоянная работа по выбранному направлению творчества (рисование, конструирование, музыка, лепка). На этом этапе занятия используется индивидуальная форма взаимодействия: старшие дошкольники самостоятельно выполняют творческие задания на применение нового способа действий, самостоятельно оценивают собственные творческие работы.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, что способствует привлечению детей к дальнейшей творческой деятельности. После завершения фиксируется ступень соответствия поставленной цели и результатов творческой деятельности и определяется цель последующей творческой деятельности.

Использование в обучении детей дошкольного возраста игр интерактивного характера (игры на взаимодействие) делает повышение групповой творческой активности, которая основывается на определении каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения.

Авторитетные пособия для воспитателей детских садов очень часто приводят интересные методики и методы работы с детьми. Ниже представлены этапы интерактивных занятий, которые очень часто можно найти в пособиях, и которые может использовать любой педагог.


Этап общения. Мотивация. Презентация темы занятия.

Цель – сфокусировать внимание детей на творческом задании и вызвать интерес к нему; обеспечить понимание детьми содержания творческой деятельности, то есть того, чего они могут достичь на занятии, чего от них ожидает воспитатель. Использование вопросов, коротких историй, небольших задач-проблем (до 3 мин.).

Этап познавательной деятельности. Получение необходимой информации

Цель – дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять творческое задание (актуализация знаний). Уместно небольшой опрос (до 5 мин.).

Этап творческой деятельности

Интерактивное упражнение — центральная часть занятия. Цель — овладение творческими видами деятельности. Последовательность проведения этого этапа: инструктирование — ознакомление с целью и правилами творческой деятельности, последовательности последовательность действий и количеством времени на выполнение творческого задания; выяснения необходимости индивидуальной помощи; объединение в группы по определенному признаку (критерию) или распределение ролей выполнение творческого задания (воспитатель — организатор, консультант ведущий, находится рядом) презентация результатов работы (до 12 мин.)

Этап оценочно-контрольной деятельности.

Цель: обсуждение с целью освещения проделанной творческой работы, обратить внимание на совпадение (или наоборот) ожидаемых и полученных результатов. Вопросы к детям: что нового узнали; как это можно будет использовать и тому подобное (до 3 мин.).

Систему задач, предлагаемых детям, можно условно назвать «О чем мы узнали? Чему мы научились? ». Приводим варианты вопросов для беседы: чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где будут применены? Какое творческое задание для тебя оказалось самым интересным? Какие открытия сделал для себя? Чему новому ты научился? Что тебя удивило? Какие новые игры тебе понравились? Вспомни, кто кому помог на занятии? Что запомнилось больше всего? Где возникло осложнение? Чем именно ты гордишься после занятия? Чего на занятии тебе не хотелось делать? Почему? Что тебе не удалось на занятии? Какие результаты группы? (Мои собственные)? Кого можно похвалить? Перед кем ты хотел бы похвастаться успехами? Возможно использование специальных сигналов — цвета, знак, шкалы для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Принцип доминанты: что говорят об этом в пособиях?

Принцип доминанты на занятии с детьми реализуется, когда воспитатели уделяет внимание какому-то вопросу, проблеме, раздела, то есть делается акцент только на одном (любом) виде творческой деятельности с детьми (этот вид доминирует). Другие виды деятельности выступаю как вспомогательные. К средствам обучения относим: культурная творческая среда, общения взрослого и ребенка, специально организованные занятия.

При определении и формулировке цели, кроме приоритетной цели — развитие творческих способностей, — воспитателю необходимо задавать характер игр и упражнений, что обязательно должны меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить творческую деятельность ребенка, сохраняя и поддерживая ее положительные эмоции. Какие-либо игры только тогда дают результаты, когда дети играют в них с интересом, увлеченно. Так же и творчество — это всегда интересно, увлечение.

Если любое дело ребенка рассматривать как своеобразную игру-творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики творчества, как:

  • скорость мысли — способность к генерированию наибольшего числа идей, фактически — количество идей, проистекает единицу времени;
  • гибкость мышления — способность легко переходить от полярных по содержанию явлений одного класса к другому;
  • оригинальность — способность формулировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • разработанность — умение просто генерировать идеи, но и творчески разрабатывать их,
  • смелость — способность принимать решения в ситуациях неопределенности;
  • любознательность — открытость и интерес ко всему новому, умение замечать необычное во всем обычном, удивляться ему.

Среди путей развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, самореализации детей следует назвать необходимость использования в работе с дошкольниками разнообразных задач. Это могут быть задачи учебного, развивающего, познавательного, интеллектуального, трудового, творческого характера.

Как видим, воспитание детей – это насколько сложный и многогранный процесс, что обойтись без специальной литературы даже самому опытному преподавателю будет крайне сложно. В этом и состоит необходимость выбора авторитетного пособия для воспитателя детского сада. Именно пособие во время воспитательного процесса будет этаким путеводителем, который не даст уйти с правильного направления и позволит получить высокие результаты.

Какие творческие задачи для детей дошкольного возраста можно ставить?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – это одно из приоритетных заданий педагога. Чтобы добиться максимального результата, ему необходимо специальное пособие.

Исходя из анализа педагогических аспектов психолого-педагогических творческих заданий, а также учитывая особенности развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста, учеными была разработана классификация творческих задач. При этом были учтены присущие дошкольникам виды деятельности, которые предусматривают проявление творчества (изобразительной, словесной, музыкальной, математической). Таким образом, авторитетными специалистами были выделены следующие виды творческих задач (часто встречаются в специальных пособиях для педагогов и могут быть использованы на практике):

  • изобразительные творческие задания на рисование разными материалами; различную технику исполнения рисунка; окончания начатого рисунка(когда задается определенный набор линий) рисования с закрытыми глазами;
  • музыкальные творческие задания на придумывание юморесок;
  • Пение песенок «разными голосами»;
  • сочинения танцев под музыку;
  • пантомимические передачи образов вроде «необычных танцев», игра в шумовом оркестре;
  • словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала и окончания стиха; фонетическое отличие звуков и подбор вариантов их применения; задачи в стихах-диалогах; задачи-загадки
  • логико-математические задачи вариативного характера с формами, величинами, числами;
  • творческие задания комбинированного типа.
  • например, на слушание «волшебных звуков», их дальнейшую интерпретацию в движениях, словесной или изобразительной дельности.

Как показывает анализ научно-педагогической и психологической литературы развитие творческих способностей детей дошкольного возраста возможно при таких условиях:

  • обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия;
  • педагогическое стимулирование творческой самореализации в процессе игровой деятельность, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды;
  • поэтапность включения дошкольников в творческую деятельность (интерпретация, импровизация) введение элементов интеграции искусств в учебно-воспитательный процесс;
  • соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности;
  • применение разработанных форм;
  • соблюдение технологии проведения урока.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Только любящий детей человек может быть воспитателем.

Эта любовь должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям. Такой педагог ласково и приветливо встретит малыша пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не значит, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там, где это нужно. Но строгость обязательно должна сочетаться со справедливостью. Кажется простое дело – детский конфликт: разведи ребят в разные стороны и все. Нет, любящий детей педагог выяснит причину, докажет, в чем ребенок не прав, во всем обязательно разберется обстоятельно.

Любовь к детям проявляется и в большом терпении.

Ребенок, вступая в жизнь, ежедневно для себя делает открытия, овладевает знаниями, умениями, навыками. Если ребенок отстает от других детей, не торопите его. Похвалите за малейшие успехи, и малыш будет вам по своему благодарен (не умея еще выразить это) за проявленное к нему терпение, ласковое слово и поддержку.

Так с чего же начать молодому педагогу?

Советую до выхода на работу побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях каждого ребенка, посмотреть, где хранится оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться с планом работы и документацией группы.

Такая предварительная подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он в первый раз придет в группу на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом. Приятно детям, родителям и всем окружающим видеть воспитателя аккуратно причесанным, скромно, со вкусом одетым. Дети любуются вами, ваш внешний вид уже доставляет им радость.

Малыши все замечают: и красивую брошь, и платочек в кармашке, и яркий поясок, но вместе с тем и стоптанные тапочки, и лохматую прическу. А то, что не заметят малыши, обязательно заметят старшие. Дети любят и гордятся своим воспитателем, и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому – ваш внешний вид.

В идеальном порядке должен быть и стол воспитателя – ничего лишнего, только тетрадь с планом, журнал посещаемости, красивая ваза, заполненная по сезону (распускающиеся ветки, осенние цветы и т.д), материал к занятию.

По согласованию со вторым воспитателем установите и поддерживайте порядок в группе, т.е. соблюдайте место хранения педагогического материала, игр, игрушек, оборудования.

В младших группах такой порядок поддерживайте сами, в старших постепенно привлекайте к этой работе и детей. Они будут помогать с удовольствием. В работе со старшими детьми можно использовать следующий метод: например, перед прогулкой или занятиями собрать ребят и спросить: «Посмотрите, пожалуйста, что еще у нас лежит не на месте?» или: «Ребята, а мы можем уже уходить на прогулку?» Дети заметят непорядок и поспешат его устранить. Обязательно оцените их действия: «Молодец, Вова, ты увидел, что машины стоят не на своем месте и поставил куда надо» и т.д.

Единые и постоянные требования обоих воспитателей выработают у детей полезную привычку к порядку, необходимую в дальнейшей жизни.

Педагог несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того, чтобы день прошел четко, по намеченному графику, накануне нужно продумать весь ход работы, тщательно подготовиться к занятиям. Особенно это касается необходимого для занятия материала и оборудования (бумага, кисти, краски, клей, ножницы, книги, картины и т.д.), неподготовленность к проведению занятий является одной из причин срыва режима дня.

С самых первых дней старайтесь установить тесный контакт со своей напарницей. Хорошо вмести составить план работы. Если ваша напарница – опытный педагог, советую понаблюдать, как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует кормление детей. Не обязательно наблюдать полностью весь рабочий день, можно проанализировать лишь отдельные режимные моменты. Спрашивайте, советуйтесь, не стесняйтесь. Опыт приходит не сразу.

Старайтесь предъявлять детям единые требования при соблюдении порядка в группе, при проведении занятий. Воспитатель – человек творческий, он должен иметь свои интересные приемы и методы, но главное, чтобы они не шли вразрез с методами напарницы по работе.

Когда сдаете смену, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие встретились трудности, как вели себя отдельные дети и каково настроение всей группы. Большим помощником в работе является няня. С ней также надо полностью контактировать. Пусть дети видят ваше уважительное отношение к ней.

Выяснение всевозможных спорных вопросов между воспитателями и няней не должно происходить при детях. Старайтесь избегать ссор.

В моей долголетней практике приходилось нередко наблюдать, как начинающий воспитатель буквально мечется по группе: одного ребенка успокаивает, другому отвечает на вопрос, разнимает дерущихся и т.д. Да, на все надо прореагировать, но не суетясь. Всем своим видом надо выражать спокойствие и собранность, несмотря на огромное внутреннее напряжение. Обязательно нужно учиться владеть собой, своими эмоциями. Ваше внешнее спокойствие и собранность будут хорошо действовать на коллектив детей, дисциплинировать их, создавать нормальную обстановку в группе.

Большое значение для воспитателя имеет умение находить свое место в группе во время работы.

На занятии это место четко определяется содержанием занятия, а в остальное время - в часы игр, на прогулке, в межрежимные моменты – воспитатель всегда находится среди детей. Но он должен так уметь выбрать место, чтобы заниматься с одним ребенком или группой детей, видеть остальных и знать, кто чем занят. Такое умение дается не сразу, но стремиться к этому надо с первых шагов.

Находясь среди детей и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупредите конфликт, ссору, увидите, кому и чему и чем надо помочь, например, посоветуете приготовить простейшие атрибуты (билеты, флажок и т.д.), чтобы игра стала интереснее, а возможно, и самим придется включиться в игру, особенно в младших группах. Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и веселого, доброго участника их затей – это возможно лишь в том случае, если вы постоянно находитесь среди детей и наблюдаете за их поведением.

Начиная работать с детьми, учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону и так же будут обращаться к вам и друг к другу.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Конечно, не исключены и конфликты между детьми. И уж если они возникли, воспитатель должен разрешить его спокойно, тактично и, главное, справедливо.

Как бы хорошо не была организована группа, возможность конфликтов не исключена. Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликта можно предупредить или ликвидировать в момент зарождения.

Причинами конфликтов могут быть самые разнообразные ситуации и положения. Рассуждаю о тех, которые, на мой взгляд, наиболее характерны:

  • Болезнь ребенка, начало заболевания. Воспитатель замечает, что всегда спокойный мальчик вдруг стал капризен, конфликтует с детьми. В первую очередь выясните, здоров ли, измерьте температуру, спросите - не болит ли у него что–нибудь, поговорите с родителями ребенка о его поведении дома.
  • Неправильное семейное воспитание. Если ребенку позволяется делать дома все, что он захочет, то, конечно, в детском саду он будет конфликтовать по каждому поводу: «Отдай игрушку», «Не хочу заниматься», «НЕ буду спать», «Хочу идти первым» и т.д. С таким ребенком надо терпеливо вести постоянную педагогическую работу. Особенно много и упорно надо работать с его родителями. И только в контакте с ними можно исправить ошибки.
  • Причиной конфликтов и изменением поведения ребенка иногда бывает систематическое и даже одноразовое недосыпание: засиделись в гостях или дома были гости, смотрел передачу по телевизору и т.д. Все это влияет на нервную неокрепшую систему ребенка.
  • В младшей группе причиной конфликтов может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек. Малышу обязательно хочется такую же игрушку, как у другого ребенка, - это свойственно его психике. Поэтому желательно иметь больше одинаковых игрушек.
  • В старших группах игрушка тоже может быть причиной конфликтов, но здесь уже можно применять побольше методических приемов: переключать внимание на что – то другое, интересное, устанавливать очередность, объединять несколько детей вокруг одной игрушки и т.д.
  • Распределение ролей в сюжетно - ролевых играх также может быть причиной конфликта.

Энергичные, волевые, но неправильно воспитанные дети всегда хотят быть ведущими в играх. Если такой ребенок не получил желаемую роль – сразу же возникает конфликт. Воспитатель должен тактично доказать, что с ролью, например, капитана справится и Сережа (малоактивный, застенчивый), и приложит все усилия, чтобы действительно Сережа справился.

Распределение ролей в играх – важный момент в работе воспитателя. Причин конфликтов много, но их всегда надо выяснять и справедливо во всем разобраться.

С первых шагов в работе необходимо учиться анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом, причем делать это жестко, с пристрастием и ежедневно. Советую проводить разбор всего рабочего дня: что прошло хорошо, а что не удалось – на занятиях, прогулке, во время других режимных моментов, в плане организации коллектива и т.д.

Наряду с неудачами обязательно отмечайте и положительные приемы, методы.

В плане организации детского коллектива полезно составить характеристику каждого ребенка. Эта работа проводится совместно обоими воспитателями с привлечением родителей, которые расскажут о поведении ребенка дома, его интересах, навыках и т.д. У педагогов такая работа развивает наблюдательность, кроме того, дает большую возможность приложить свои знания психологии.

Составляя характеристику, воспитатель более глубоко познает ребенка, его характер, поведение, активность, контактность, речь, двигательные навыки, самообслуживание и т.д. Он будет знать, как и в каких случаях надо подходить к тому или иному ребенку: возбужденного занять спокойной игрой, малоактивному давать посильные различные поручения, задания; с молчаливым почаще говорить, расспрашивать и т.д.

Составление характеристики в каждой группе дает возможность наблюдать за ростом и развитием детей.

Воспитатель должен всегда работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад во- время, мало занимаются с ними дома, не придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать необходимые советы. Но прислушиваться будут только к советам воспитателя, который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно, честно работает.

Опытный педагог, и тем более начинающий, порой испытывает затруднения при приеме детей, особенно новых. Нужно проявлять максимум ласки, внимания, радости оттого, что ребенок пришел в детский сад. Можно заинтересовать его игрушкой, книжкой, картинкой, живым объектом (птичка, рыбка, черепаха, еж).

Некоторые воспитатели, особенно, начинающие, при встрече с родителями вечером жалуются на детей. Мелкие, необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют детей и родителей, а пользы не приносят.

Жалоба должна быть тщательно продумана. Например, ребенок стал незаметно уносить игрушки из детского сада домой. Обязательно надо поставить в известность родителей и бороться с этим общими усилиями.

Чаще рассказывайте родителям о положительных моментах в поведении ребенка, о самых маленьких достижениях, о добрых делах и поступках, о взаимоотношениях с детьми, о помощи, оказанной ребенком товарищу и т.д.

Обратите внимание, как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером. Если он аккуратно одет и при встрече начинает оживленно о чем-то хорошем, интересном рассказывать, это значит, что ему хорошо и интересно. Родители мысленно ставят оценку вашей работе и дают вам характеристику.

Если ребенок с плачем бежит к маме, да еще у него шапка не завязана, пальто неправильно застегнуто, обувь обута не на ту ногу, носовой платок потерян, вы тоже получите соответствующую оценку и характеристику. И в этом случае ничем нельзя убедить родителей, что ребенку в детском саду хорошо, что все произошло случайно. Если воспитатель может в таком виде отдавать ребенка, значит, он работает спустя рукава. Дети такого педагога не любят, а родители не уважают и сожалеют о том, что приходится доверять ему своих детей.

Радостно должны встречать родителей и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить о том, что ребенку хорошо, что вы честно выполняете свой гражданский долг, работаете творчески и добросовестно.

Я не делаю никаких открытий, просто, опираясь на свой многолетний опыт, хочу помочь начинающим воспитателям в их шагах на благородном педагогическом поприще.

0 "В помощь начинающему воспитателю" учебное пособие для студентов

Россия,Иркутская область,г.Иркутск

ОГОБУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Преподаватель, руководитель практики

Лескова Виктория Ивановна

Печатается по решению научно-методического совета

ОГОБУ СПО «ИРКПО»

В помощь начинающему воспитателю: учебное пособие /сост. В.И. Лескова; отв. ред. Т. К. Никерова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2015. – 29с.

Книга предназначена для студентов, в период прохождения учебной и педагогической практики. В ней предлагаются вопросы и задания для анали­за педагогического процесса и деятельности воспитателя, а также раскрыва­ются основные подходы к планированию и организации деятельности с детьми.

Рецензент:

О.И. Щемелева, методист по педагогической практике ОГОБУ СПО «ИРКПО», С.В. Волкова, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №77

Уважаемые студенты!

У вас начинается самый интересный вид педагогической деятельности педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении, она занимает особое место в вашей профессиональной подготовке. Педагогиче­ская практика позволит вам войти в мир профессионалов, обрести необходи­мый опыт профессиональных действий:

умения применять психолого-педагогические знания в воспитатель­но-образовательной работе с детьми дошкольного возраста;

Умения планировать, подготавливать и осуществлять педпроцесс в ДОУ;

Осуществлять педагогическую диагностику;

Делать психологический анализ индивидуальности ребёнка;

Организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка его прогностических способностей;

Умения использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребёнком и др.

Вопросы к анализу разных видов деятельности детей в дошкольных уч­реждениях (бытовой, игровой, учебной, трудовой), материал к проведению наблюдения за детьми и непосредственной педагогической деятельностью воспитателя помогут вам войти в мир профессионалов. Пакет диагностиче­ских методик, таблицы рекомендации к составлению плана работы с детьми в ДОУ по проведению режимных моментов помогут вам грамотно подойти к планированию работы в ДОУ и построению педагогического взаимодействия с детьми.

Желаем вам успехов в этой интересной и важной работе!

Сведения о родителях и других членов семьи);

Психическое развитие ребёнка (особенности мышления, памяти, речи);

сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

Предметная деятельность;

Игровая деятельность;

Наблюдение режимных процессов во вторую половину дня.

  1. Подъем детей:

Какие приемы использует воспитатель при подъеме детей.

2. Подготовка к полднику, полдник:

Как воспитатель организует дежурство детей? оказывает ли помощь в подготовке к полднику? обращает ли внимание на сервировку стола?

Точно ли по режиму дети сели полдничать?

На что обращает внимание воспитатель во время полдника?

Какие интересные приемы использует?

Сколько времени длился полдник, соответствует ли оно режиму? (причины, почему вовремя не закончился полдник).

1. В группе:

Как организует воспитатель деятельность детей после полдника?

Чем заняты дети?

  1. Подготовка к ужину, ужин.
  2. Подготовка к прогулке, прогулка:

Соответствует ли время выхода на прогулку установленному режиму?

Созданы ли условия для одевания детей, какие?

Сколько времени длилось одевание?

На что обращает внимание воспитатель во время одевания?

Какие приемы использует?

Какая деятельность с детьми была организована на прогулке?

Какой материал был в распоряжении детей?

Интересно ли детям было на прогулке?

Был ли воспитатель активен в руководстве детей?

Какие интересные моменты вы можете отметить?

Психофизическое развитие дошкольника

Изучение условий, созданных в детском саду для охраны нервной сис­темы ребенка от стрессов и перегрузок

Понаблюдать и проанализировать педагогические условия, созданные в ДОУ по охране и укреплению здоровья детей в различных возрастных группах.

Памятка студенту

Оптимальное время для сна - время спада биологической активности: с 21- 21,5 до 7-8 ч; с 13-13,5 до 15-16 ч.

Оптимальное время для умственной деятельности - время подъема умст­венной работоспособности: 9-11 ч; 16-18 ч.

Оптимальное время для физической деятельности - время подъема физи­ческой работоспособности: 7-10 ч; 11-13 ч; 17-19 ч.

Оптимальное время первого завтрака - через час после пробуждения, а по­следнего ужина - за 1-1,5ч. до сна.

Оптимальная частота приемов пищи - 4-5 раз, интервалы между ними - не менее 3 ч, и не более 4 ч. Оптимальная продолжительность двигательной ак­тивности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствова­ния).

Оптимальная продолжительность двигательной активности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствования).

Оптимальное время для прогулки - время суток, когда минимально выра­жены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура, солнечная радиация и др.).

Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня - кон­струкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду распорядок дня может корректироваться в соответствии с климатическими изменениями, временем года, уровнем навыков, организованностью детей, согласованностью в работе персонала группы.

Наблюдение проведения утренней гимнастики и занятий по физическому воспитанию в разных возрастных группах

Вопросы для анализа утренней гимнастики

  1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?
  2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветрива­ние помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.
  3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?
  4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе? Сколько взято упражнений, количество их повторений?
  5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражне­ния?
  6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и чётко давал объясне­ния, правильно ли он показывал упражнения детям?
  7. Каково качество выполнения детьми упражнений? Замечал ли воспи­татель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?
  8. Какими приёмами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений?
  9. Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько време­ни заняла раздача пособий?
  10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилась она? Следила ли воспитатель за дыханием, ка­кие специальные упражнения делала?

Анализ занятий по физическому воспитанию

  1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разра­ботка методических указаний, наличие графического изображения, переме­щение воспитателя в процессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспитателя и детей.

2.Организация занятия. Своевременное начало, конец занятия, распреде­ление времени на отдельные части занятия, приёмы размещения детей на за­нятии.

Проведение занятия. Соответствие приёмов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, реше­ние задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных за­дач, приёмы воспитания психических процессов (память, мышление, вооб­ражение, внимание) и положительных эмоций.

Поведение и самочувствие детей, дисциплинированность, взаимоотно­шения, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

Удачно ли подобраны основные движения и комплекс упражнений для детей данной группы. Соответствует ли это рекомендациям «Программы». Материал, используемый воспитателем в работе (его доступность, гигиени­ческие требования, размеры). Как воспитатель организовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие уп­ражнения проводила более успешно, какие нет? Как провела анализ занятия?

Цель: формировать у студентов представление о создании оптимальных условий для двигательной активности детей, развивать стремление внедрять ре­зультаты психолого-педагогических исследований в свою работу.

При обсуждении каждого из просмотренных организованных физкультур­ных мероприятий отметьте:

Как соблюдаются гигиенические условия при проведении работы по

физическому воспитанию;

Какое оборудование используется и насколько это педагогически оп­равданно;

Какова структура различных форм работы по физическому разви­тию;

Сделайте заключение об особенностях методики проведения физкуль­турных мероприятий в каждой возрастной группе;

Как обеспечивается дифференциация и индивидуализация обуче­ния;

Учитывается ли полностью биологическая потребность детей в дви­жении;

Как воспитатель создает оптимальный психологический климат для каждого ребенка;

В чём проявляется творчество, индивидуальность воспитателя.

Как стать успешным воспитателем? Многие ли задаются таким вопросом… Есть ли формула успеха для педагога?

Мне кажется, что я нашла свою формулу успеха. Дети – тонкий и чуткий маленький народ. Они сразу чувствуют фальшь. Даже не представляете, как было трудно зайти в группу подростков после обучения на учителя начальных классов. Где мой возраст был на 4-5 лет больше, чем у воспитанников детского дома. Мне помогали наставники, проработавшие много лет с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.

Первое место в формуле успеха педагога я отвожу наставничеству профессиональных педагогов, их методу работы, проверенному, опробованному.
Идти только проторенным путем не для меня. Хотелось чем-то выделиться, показать, что я не зря училась, что меня научили придумывать, заинтересовывать. С помощью обучающей методической литературы и опыта других стала составлять свои конспекты, проводить и извлекать уроки. Одни мероприятия провожу до сих пор, так как воспитанники постоянно меняются. Другие после первой апробации откладываю и забываю про них совсем.

Второе место – практика. Только в совместной деятельности с воспитанниками понимаешь, что необходимо детям, что им интересно и в какой форме.

Нельзя идти у детей на поводу. Они быстро уводят в свою сторону, и добиться нужного тебе результата невозможно. Необходимо ввести правила для себя, соблюдать их и требовать того же от детей. Считаю самым важным – доводить начатое до конца. Учу детей браться за малое, но довести или делить работу на всех, и выполнять сложное по кусочкам, а потом собирать в единое целое. Моим воспитанникам сразу достаточно сложно добиться успеха в каком-то деле. Трудно начать выступать, говорить на публику. Выполнить поделку и увидеть, что у тебя получилось. Стремиться сделать в следующий раз еще лучше.

Третье место – видеть конечный результат любого дела. Это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное, чтобы результат не затягивался. Если это возможно сделать на одном занятии, то конечный результат воспитанники должны получить по его окончании. Если это проект, то на каждом этапе должны видеть итог: что сделали и для чего. Зачем мы это делаем. Как потом будем использовать.

Собираясь в группе со всей области, дети знакомятся друг с другом, узнают друг друга и воспитателей. Иногда это знакомство происходит сложно, долго. Ребята часто льют слезы, скучают по родным и близким. Задача воспитателя на время стать близким человеком. Начать выполнять действия совместно: вместе играя, изготавливая аппликации вместе (кому по шаблону, кому готовые, кому – попал в рамки изображенного, и замечательно, молодец). В конце четверти ты становишься родным, и воспитанники уже не хотят с тобой расставаться.

Четвертое место – совместная деятельность, которая соединяет сердца детей и воспитателя.

Я считаю, что соблюдая эти на первый взгляд не сложные правила, воспитатель добьется успеха в своей профессиональной деятельности!