Open
Close

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» методическая разработка на тему Анкеты для родителей в детском саду по экологии

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

Беседы с ребенком о природе

Подкормка птиц

Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами

Чтение художественной литературы природоведческого содержания

Другие формы___

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

Средний

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___

Благодарим Вас за участие!

Дошкольник и экология

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным дей­ствием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече­ние продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологи­ческого воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отли­чия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке - зерна и вода, березе на участке - вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятель­ность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Важное место в технологии занимает игра - несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами

би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

проведение экологических занятий один раз в две недели;

проведение экологических досугов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду. «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.Камшилов. Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных. В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются: · Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; · Формирование знаний о природе; · Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства. Работа ведется по двум направлениям: · Формирование начал экологической культуры у детей; · Развитие начал экологической культуры у взрослых. В своей работе использовала следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»: · самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций; · постановка опытов и экспериментов; · стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями. Наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них. Наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их. Совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков. Чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе. Еженедельное проведение занятий по экологии, использование ИОС (игровых обучающих ситуаций), беседы, развивающие игры развивают положительное эмоциональное отношение к природе. Работая воспитателем на младшей и средней группах, выбрала направление: «Воспитание у детей экологической культуры». Изначально была проведена диагностика знаний и умений детей по экологии, на основе которой позже и был разработан проект под названием «Зеленый наряд Земли», в который я включила и опытно – исследовательскую работу, и изодеятельность, и активную деятельность родителей воспитанников. Цель проекта – актуализировать знания детей о разнообразии растительного мира. Реализацию проекта начала со знакомства детей с овощами и фруктами, их разнообразием, сходством и отличием, пользой для человека. На занятии «Чудесная корзиночка» дети учились называть, различать, описывать овощи и фрукты, а затем рисовали и наклеивали по желанию в импровизированную корзинку. Проводила дидактические и настольные игры «Кто быстрее соберет фрукты (овощи)», «Съедобное, несъедобное», «Что лишнее?», «Как зовут тебя деревце?» и др… Систематическая и последовательная работа помогла мне научить ребятишек классифицировать овощи и фрукты, называть их, включить в свой словарный запас. Совместно с родителями я организовала выставку под названием «Дары природы» из овощей, фруктов, природного материала. На следующем этапе проекта я знакомила детей с сезонными изменениями в природе. Ежедневные наблюдения помогли детям анализировать, сопоставлять, делать выводы. Ребята отражали свои наблюдения в рисунках, в календаре природы. Большую роль играет совместная деятельность педагога и детей. Вместе с детьми мы учились ухаживать за растениями в группе, мыли листья, поливали и рыхлили землю, проводили подкормку цветов, сажали лук в сухую и сырую землю, наблюдали, где быстрее вырастет перо. Дети с огромным интересом наблюдали за процессом роста лука и с восторгом рассказывали каждое, замеченное ими новоизменение. Проводились опыты с водой, снегом, воздухом, как они влияют на развитие и рост растений. Интерес детей был огромный, они с увлечением делились впечатлениями со своими родителями. На третьем этапе я познакомила ребятишек с лесом, его обитателями. Мои ребятки узнали что такое кладовая природы, рисовали деревья, грибы, ягоды, научились их различать и называть. На каждом занятии использовала художественное слово, народный фольклор (потешки, загадки, песенки и др.), материал из детской энциклопедии и другой познавательной литературы. Дети узнали произведения писателей – природоведов В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина и др. Использовала и музыкальный материал. (П.Чайковский «Времена года», детские песенки) Привлекались и родители, с которыми проведен конкурс экологического плаката, конкурс моделей одежды из бросового и природного материала. Параллельно с ознакомлением с природой мною проводились занятия по изодеятельности. Дети рисовали, наклеивали, лепили то, что увидели, что запомнили, что сами захотели сделать своими руками. Это «Грибная полянка» и «Кисть рябины», и «Овощи для щей», и «Зайкина морковка». Завершением проекта стал стенд с фотографиями под названием «Экология и я – лучшие друзья», а также альбом с работами детей. Не были забыты и родители, которых мы с детьми приглашали на занятия. Для них проведены консультации на экологические темы, и КВН «Природа вокруг нас», на котором подведены итоги конкурса экологического плаката, моделей одежды из бросового материала. Из результатов проведенной мною работы сделала вывод: · Дети научились самостоятельно наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, делиться своими мыслями. · Стали проявлять интерес к комнатным растениям, ухаживать за ними. · Наметилось позитивное изменение поведения детей в природе. · Дети начали проявлять интерес к познавательной литературе. Таким образом, повышение определенного уровня экологических знаний детей – это результат работы над проектом, результат моих педагогических усилий, которые и мне помогли повысить свой профессиональный уровень и помогут планировать свою работу в будущем.

Консультация для воспитателей "Организация экологического пространства для обеспечения жизнедеятельности детей"

Интернет ресурсы: Doshkolnik.ru

Детское дошкольное учреждение – место, где дети проводят огромное количество времени и должны чувствовать себя уютно, безопасно, радостно. Дети достаточно много гуляют на свежем воздухе. Восприятие мира у ребенка формируется под воздействием окружающей среды, в том числе и на детских площадках, находящихся на территории детского сада.

Общие правила озеленения ДОУ.

Благоустройство и озеленение территории детского сада – ответственная и очень важная задача. Значение работ по благоустройству участка трудно переоценить. Особое внимание должно уделяться организации экологического пространства на территории детского сада. Растения на территории ДОУ являются своеобразным "зеленым щитом", они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процентное содержание кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Помимо того, что разнообразные растения полезны в оздоровительном иэстетическом плане, они ещё интересны и в плане познавательном. Дети могут познакомиться с названиями растений региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике. На всей территории детского сада должны быть расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На каждом групповом участке дети смогут видеть, как растут цветы, ухаживать за ними и собирать семена, иметь возможность наблюдать цветущий пейзаж из окон группы.

Несмотря на относительно небольшую территорию детского сада, в ее благоустройстве и озеленении важную роль играет каждая деталь. Здесь не бывает мелочей! Категорически запрещено использовать материалы, конструкции, растения, ландшафтные решения, вызывающие даже малейшее сомнение в безопасности, прочности, устойчивости при воздействии различных условий и обстоятельств. Составляя план озеленения участка, мы должны учесть следующие требования:

1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).

2. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья - не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).

3. По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.

4. Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.

5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.

6. Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

В предварительном плане озеленения должны быть указаны ассортимент растений и их специальные характеристики (время появления листвы, цветения, плодоношения, смена окраски листьев). Следует также иметь разбивочный чертеж с указанием размещения и расстояний между посадками деревьев и кустарников разных пород, а также цветников.

Какие растения подойдут для озеленения?

План озеленения земельного участка должен включать следующие группы растительности:

1. крупные деревья, дающие тень;

2. небольшие деревья и группы кустарников;

3. живые изгороди;

4. цветники;

5. газоны.

Для озеленения солнечного участка рекомендуются деревья с плотной кроной. Можно посадить на участке и небольшие деревья, и кустарники. Для таких посадок рекомендуются следующие породы деревьев и кустарников: рябина (кружевная листва, декоративные и съедобные плоды, быстрый рост), сирень (ароматные цветы, общий декоративный вид), калина (красивое цветение, декоративные съедобные плоды). При тщательном подборе можно иметь на участке цветущие и декоративно расцвеченные кустарники от весны до поздней осени.

Игровые площадки, физкультурная зона, огород-ягодник, зооплощадка окаймляются кустарником высотой примерно 0,5 м, который служит естественной границей между этими участками. Около хозяйственных построек и вдоль заборов можно устроить живые изгороди из густо посаженных древесных и кустарниковых растений, которые поздней осенью рекомендуется подстригать - благодаря этому получается густое ветвление растений. Для живых изгородей удобны растения с красивой листвой, цветущие: жимолость, ирга, калина, жасмин, желтая акация, дерен, сирень, ель, туя. Изгороди подстригают на высоте несколько большей, чем рост взрослого человека – так они не будут давать густой тени. Посадка деревьев производится или весной, до начала сокодвижения в них, или поздней осенью, уже после листопада.

Уровень земли вокруг деревьев, кустов должен быть несколько ниже, чем на дорожках и площадках для игр, чтобы на них не затекала вода. Живая изгородь - это деревья или кустарники, высаженные в одну или две идущие рядом линии по периметру территории детского сада. Включение живой изгороди в дизайн служит, как правило, нескольким целям – придание декоративности участку и его отдельным элементам, ограждение территории сада от воздействия шума, пыли и ветра. Чтобы зеленый забор выполнял свою функцию защиты от посторонних взоров, его высота должна быть не менее полутора метров. Вечнозеленые изгороди эффектны круглый год, что особенно ценно в бедные красками зимние месяцы. Большинство из них прекрасно поддается регулярной стрижке. Стриженая изгородь займет меньше места, но потребует куда больше забот. Обычная высота живых изгородей – 2-3 м. Выращивают их из небольших деревьев и кустарников и применяют как пограничное насаждение: чтобы отделить зону отдыха, игровую площадку или огород. Растения в живой изгороди высаживаются в один ряд или в несколько, соответственно получается однорядная или многорядная "лесополоса".

Как и где лучше всаживать живую изгородь?

По периметру территории детского сада лучше высаживать живую изгородь, состоящую из одного ряда, так как изгороди из двух рядов выглядят менее декоративно и занимают большую площадь. Применение многорядной изгороди из высокорослых кустарников оправдано лишь там, где необходимо надежное прикрытие от ветра. Однорядная живая изгородь из лиственных или хвойных пород обычно делается шириной 0,6-1 м. Подбирают для живой изгороди как растения, легко поддающиеся стрижке, так и те кусты и деревья, которые любят свободный рост. Возможны следующие варианты. Шиповник. Этот кустарник к почве нетребователен. Для живой изгороди прекрасно подойдут следующие сорта: коричный, морщинистый, обыкновенный, мелколистный, ржавчинный. Ель. Для живой изгороди можно применить следующие сорта ели – обыкновенную, белую или канадскую, колючую. Из ели получатся прекрасная высокая или средняя живая изгородь – густая и труднопроходимая, если делать правильную и своевременную подстрижку. Ели необходима суглинистая почва. Смородина. Этот кустарник прекрасно переносит затененные участки и не требователен к почве. Для изгороди можно применять следующие сорта смородины: альпийскую, золотистую, черную, красную. Боярышник. Из боярышника получаются отличные, плотные живые изгороди. Применяют обычно следующие сорта: туполистный, сибирский, однокосточковый и др. К почве он не требователен, но любит хорошее освещение. Таким образом, правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, и освещенность солнцем.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет, сада.- 2-е изд., дораб. – М.: просвещение, 1991.- 160с.

2. О. Газина Играя, изучаем природу // Дошкольное Воспитание №7/1995- с.14

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

Колташкова Светлана Яковлевна,

заместитель заведующего

по воспитательной работе

МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»

города Ханты-Мансийска

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Подготовка к семинару – практикуму:

    Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект.

    Подготовить пособия к организации и проведению семинара.

    Педагогам:

Подготовить раздел «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологический мост»

Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга. (мяч по кругу с представлением)

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

У вас есть карточки с заданием № 1 попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

    Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

    Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

    Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

    Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

    Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

    Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

    Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть кто ни будь из вас напомнит другие приметы?

Попробуйте сформулировать для детей правила поведения в лесу:

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Предлагаю следующее задание «Поэзия и музыка в природе»

Стихи под музыку…………

Внимание! Музыкальная загадка. Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание)

ФИО____________________________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _________________________________________________________________________________________

2 Заинтересованы ли вы в воспитании экологической культуры вашего ребенка? _________________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?________________________________________________________________________________

4 .Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?___________________________________________________________________________________

5.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?_______________________________________________________________________________

6. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _________________________________________________________________________________________

7. Есть ли у вас дома книги о природе и читаете ли вы их своим детяи?___________________________________________________________________________________

8. Знает ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?__________________________________________________________________________________

9. Смотрите ли Вы с ребенком диафильмы, слайды, телепередачи о природе?_________________________________________________________________________________

10. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?__________________________________________________

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_____________________________________________________________________________________

12. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___________________________________________________________________________________________

13. Нужно ли это делать? ___________________________________________________________________________________________

14. Умеет ли ваш ребенок правильно вести себя в природной среде (не шуметь, не оставлять мусора, не вредить природным объектам…)_____________________________________________________________________

15. Кто должен учить вашего ребенка бережному отношению в природе?__________________________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по

экологии?__________________________________________________________________________________

17. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ____________________________________________________________________________________________

18. Ваши предложения, пожелания по экологическому воспитанию детей. ____________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Приложение 3.

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья - насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар - это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы - земной красы начало.

13. Первоцветы - вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Приложение 4.

Сбережем родную природу

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

Оказывает ли общество влияние на природную среду?

Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

Приложение 5

Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Конкурс 1. «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».

Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».

Ведущий . У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.

Информационная справка для зрителей «Известное об известном»

1. Самый крупный:

Из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

Из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

Из змей – анаконда длина 5-10 метров

2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м

Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности

Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

3.Быстрее всех:

бегает гепард

плавает меч-рыба

летает стриж

4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.

5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Анкеты для родителей:

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования : выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.



«Воздух в нашей квартире»

1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:

а) чистый

б) грязный

в) не знаю

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение:

а) регулярно

б) изредка

в) не обращаю на это внимания

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

а) каждый день

б) раз в неделю по выходным

в) другие варианты...

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:

а) мебели Да Нет

б) обоев Да Нет

в) ковров Да Нет

8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

9. Как очищаете воздух в квартире?

«Экология и курение»

1. Сколько членов вашей семьи курят?

2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?

3. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?

4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?

5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Тайны природы
(родительское собрание-КВН)

Участвуют две команды: «Капелька», «Планета Земля».

Жюри : заведующая ОУ, родители.

Ведущий : учитель.

Ход собрания

Ведущий. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Д е в и з нашего собрания:«Прикоснись к природе сердцем».

Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.



Й конкурс. Представление.

Каждая команда с выбранным названием должна себя представить – оценка 3 балла.

Й конкурс. Разминка.

В о п р о с ы для команды «Капелька»:

– Сок какого дерева сладкий?(Береза, клен.)

– У каких деревьев осенью листья красные?(Рябина, клен.)

– Что за зверь лесной:

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях – краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я?(Лось.)

Звонко-звонко распеваю,

Воротившись с юга в срок.

А вот песни занимаю

Даже – даже у сорок.(Скворец.)

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке?(Чайки, кулики.)

– Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)

– Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

В о п р о с ы для команды «Планета Земля»:

– Из какого дерева делают спички?(Осина.)

– О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Береза.)

– Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова. Это…(сова).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу серую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной…(медведь).

– Кто кукует у кукушки? (Самец.)

– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)

– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)

Музыкальная пауза : танец «Радуга».

Й конкурс. Живая пантомима.

Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).

Анкета для родителей

ФИО___________________________________________________________________

Возрастная группа_______________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?____________________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?_______________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?_________________________________________________

Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть).

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___________________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?______________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________________________________

В чем это проявляется? __________________________________________________

Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________________

Нужно ли это делать? ____________________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ______________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________________

Анкета для родителей

"Книги о природе в семье"

ФИО____________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно).

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_________________________________________________________________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть).

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? __________________________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?___________________________________________________________________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?________________________________

Как часто? При каких ситуациях? ____________________________________________

Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую - ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)

Анкета для родителей
«Экологическое воспитание детей»

  1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
  1. Возрастная группа ____________________________________________________
  1. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение «Рябинушка» занимается вопросами экологического воспитания детей? ____________________________
  2. Интересует ли Вас лично данная проблема? ______________________________
  3. Ощущаете ли Вы по поведению, знаниям ребенка то, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? В чем это проявляется?
  • ребенок много рассказывает о растениях
  • просит разрешить содержать дома животное, птиц
  • во время ваших совместных прогулок обращает внимание на красоту окружающей природы
  • просит сходить с ним на прогулку в лес, парк
  • просит Вас почитать ему о природе
  1. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?___________
  2. Как и чем Вы можете оказать помощь ДОУ по экологии? ___________________
  3. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется?_______________________
  4. Беседуете с ребенком дома о природе, растениях, животных________________
  • оборудовали дома уголок природы
  • приобрели животных
  • подкармливаете птиц
  • стали чаще бывать на природе: в парке, лесу
  • проводите с детьми совместные наблюдения за природными объектами
  • сажаете деревья, охраняете природу
  1. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?______________________________________________________________
  2. В чем нужна Вам помощь ДОУ по данной проблеме?
  • какие давать ребенку знания
  • как проводить наблюдения за погодой
  • как содержать животных, растения дома
  • как знакомить ребенка с правилами поведения в природе
  • какую практическую деятельность можно осуществить с ребенком в природе
  1. Как Вы оцениваете работу ДОУ по экологическому воспитанию?_________________________________________________________
  2. Ваши предложения, пожелания _________________________________________

С целью реализации проекта « Наш друг - природа» в январе 2017 года в детском саду состоялось анкетирование родителей (законных представителей) детей по теме: «Экологическое образование в семье».

Анкета для родителей

Уважаемые родители (законные представители) обучающихся!

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье просим Вас заполнить данную анкету. Для каждого ответа, предполагающего выбор, пометьте галочкой ответы: «да» или «нет».

Наименование вопроса

«Да»

«Нет»

Есть ли у Вас дома комнатные растения?

Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

Посадили ли Вы дерево?

Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?

Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод?

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы природе?

Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

Знакомите ли Вы ребенка с правилами поведения в природе?

Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию детей ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ____

Благодарим за сотрудничество!

Результаты анкетирования родителей (законных представителях) на тему: «Экологическое образование в семье»

Анкетирование проводилось с 16 января по 31 января 2017 года. В анкетировании приняло участие 211 человек, дети, которых посещают муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №179», что составляет 79,6% от общего числа родителей (законных представителей).

Проанализировав анкеты, было выявлено, что у 192 человек (91%) дома имеются комнатные растения, а у 135 человек (64%) дома живут животные.

172 человека (81%) посадили дерево и 199 человек (94%) мастерили кормушку для птиц.

Читают ребенку книги о природе 185 родителей (законных представителей) (87%).

189 детей (90%) смотрят телепередачи о природе.

Часто бывают в лесу с ребенком 192 человека (91%).

По мнению родителей, (законных представителей) 168 детей (80%) знают названия деревьев, цветов и ягод.

Рассказывают о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц 196 родителей (законных представителей) (93%).

174 ребенка (82%) знают стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе, а 201 ребенок (95%) проявляет заботливое отношение к животным и растениям.

Знакомят ребенка с правилами поведения в природе 203 человека (96%).

Положительно на вопрос «Получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» ответили 208 человек (99%).

Родителям (законным представителям), также было предложено написать свое мнение о том, кукую информацию они хотели бы получить от ДОУ по экологическому воспитанию детей. Вот некоторые из них:

«Информация о природе в детском саду предоставляется в полном объеме, но можно добавить видео уроки по любым из тем».

«Как восполнить баланс окружающей среды».

«Роль животных, птиц, насекомых, рептилий в жизни нашей планеты».

Обработав анкеты, мы сделали следующие выводы:

1.Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей - консультирование, групповые собрания, организация совместных праздников, конкурсов, акций, субботника по благоустройству территории детского сада, размещение наглядно - информационных материалов с целью повышения психолого-педаго гической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей.

2.Проводить работу по повышению квалификации педагогов по данной проблеме.

3.Необходимо знакомить родителей с работой ДОУ по экологическому воспитанию детей (открытая непосредственно - образовательная деятельность, исследовательски е проекты).