Open
Close

Минимальная пенсия в россии по годам и средняя. Минимальная пенсия в россии по годам и средняя Понятия “трудовая пенсия по старости” не существует

Ирина, здравствуйте! Вы можете обратиться в ОСП УФССП России Вашего региона с Заявлением (2 экземпляра) на имя старшего судебного пристава начальника ОСП УФССП России наложившего арест, главное чтобы на Вашем экземпляре поставили оттиск печати, вх. и подпись. Если не поможет, то Вы можете обратиться с Жалобами на действия пристава и старшего судебного пристава начальника ОСП УФССП России Вашего региона в соответствии со статьей 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Прокуратуру или сразу в Суд (госпошлиной не облагается).
Статья 99 Федерального закона" Об исполнительном производстве" от 02 10 2007 229-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления 1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов 2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. 3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
б) в целях получения имущества в отношении двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Статья 70. Порядок лишения родительских прав
1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.
Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).
2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.
3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с работодателем (ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Суд устанавливает сроки выплаты алиментов в судебном порядке, поскольку ребенку данная сумма изменилась (это проблематично, В детском саду) в большинстве случае у приставов не взыскан в порядке ст. 30 УК РФ - ст.115 ч 3 УК РФ
Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Удачи

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Дата Страховая часть Повышающий коэффициент Базовая часть Повышающий коэффициент Итого

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

01.02.2002 1121,45 (1053 х 1,065) 1,065 479,25 (450 х 1,065) 1,065 1600,7
01.08.2002 1222,38 1,09 522,38 1,09 1744,76
01.02.2003 553,72 1,06 1776,1
01.04.2003 1376,4 1,126 1930,12
01.08.2003 1486,51 1,08 598,02 1,08 2084,53
01.04.2004 1620,3 1,09 621 2241,3
01.08.2004 1722,05 1,0628 660 2382,05
01.03.2005 900 2622,05
01.08.2005 1912,99 1,06 х 1,048 954 1,06 2866,99
01.04.2006 2033,51 1,063 1035,09 1,085 3068,6
01.08.2006 2159,59 1,062 1035,09 3194,68
01.04.2007 2358,27 1,092 1112,72 1,075 3470,99
01.10.2007 1260 3618,27
01.12.2007 1560 3918,27
01.02.2008 2641,26 1,12 1560 4201,26
01.04.2008 2839,35 1,075 1560 4399,35
01.08.2008 3066,5 1,08 1794 4860,5
01.03.2009 1950 5016,5
01.04.2009 3603,14 1,175 1950 5553,14
01.08.2009 3873,38 1,075 1950 5823,38
01.12.2009 2562 5823,38

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

01.01.2010 5461,47 (3873,38+1588,09) 2562 8023,47
01.04.2010 5805,54 1,063 2723,41 8528,95
01.02.2011 6316,43 1,088 2963,07 9279,5
01.02.2012 6758,58 1,07 3170,48 9929,06
01.04.2012 6989,05 1,0341 3278,59 10267,64
01.02.2013 7450,33 1,066 3494,98 10945,31
01.04.2013 7696,19 1,033 3610,31 11306,5
01.02.2014 8196,44 1,065 3844,98 12041,42
01.04.2014 8335,78 1,017 3910,34 12246,12

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Д ата Страховая часть Повышающий коэффициент Базовая часть Повышающий коэффициент Итого

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

01.01.2015 8335,78 3935 12270,78
01.02.2015 9286,06 1,114 4383,59 1,114 ежегодная индексация с 1 февраля исходя из роста потребительских цен за прошедший год 13669,65
01.02.2016 9657,5 1,04 4558,93 1,04 14216,43
01.02.2017 10179,01 1,054 4805,11 1,054 14984,12
01.04.2017 10217,69 1,0038 4805,11- 15022,8
01.01.2018 10595,74 1,037 4982,9 1,037 15578,64

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В целях реализации пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить коэффициент индексации с 1 августа 2006 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,062.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для увеличения пенсий, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".


Информация
о повышении материального обеспечения пенсионеров
с 1 августа 2006 года

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 № 466 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2006 г. страховой части трудовой пенсии" с 1 августа 2006 г. будет проведено повышение размера страховой части трудовых пенсий.

Исходя из роста потребительских цен за первое полугодие 2006 года указанным постановлением утверждено, что размер страховой части трудовой пенсии повышается на 6,2 процента.

Реализация постановления позволит повысить уровень пенсионного обеспечения 36,2 млн. чел., получающих трудовые пенсий.

Размеры базовой части трудовой пенсии, соответствующие размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также другие ежемесячные выплаты, размер увеличения которых зависит от роста базовой части трудовой пенсии, подлежать увеличению с 1 августа 2006 г. не будут, поскольку с 1 апреля 2006 г. произведена индексация базовой части трудовой пенсии на 8,5%, исходя из инфляции за 2006 год.

Средний размер трудовых пенсий при индексации страховой части трудовой пенсии повысится на 96 руб., пенсии по старости - на 104 рубля. При этом рост среднего размера трудовой пенсии по старости, граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составит 143 рубля.

Расходы на индексацию страховой части трудовой пенсии с 1 августа 2006 г. до конца текущего года составят 17,68 млрд. рублей.


Справка о средних размерах пенсий с 1 августа 2006 года
(коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии - 1,062)

Средний
размер пенсии
(руб.)
на 31.07.2006
Средний
размер пенсии
(руб.)
на 01.08.2006
Размер
увеличения
пенсии
с 1 августа
2006 года
(руб.)
Средний размер трудовой
пенсии - всего
2781 2877 96
в том числе:
- по старости 2983 3087 104
- по инвалидности 2121 2181 60
- по случаю потери кормильца 1607 1673 66
Пенсии военнослужащих и
членов их семей
2434 2434 -
Социальные пенсии 1911 1911 -
Средние размеры пенсий гра-ждан,
получающих две пенсии
- инвалиды вследствие военной травмы 6895 7012 117
- участники Великой Отечественной войны 6659 6782 123
- вдовы военнослужащих, погибших в
Великую Отечественную войну
5102 5155 53
- родители погибших военнослужащих 4760 4851 91
Средний размер трудовой пенсии по старости граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 3917 4060 143

Пенсия в России - это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Данные по минимальной

Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер ПМП, в рублях
2019 8657
2018 8726
2017 8540
2016 8803
2015 7161
2014 6354
2013 6131
2012 5564
2011 4938
2010 4780
2009 4294
2008 3191
2007 2731
2006 2418
2005 1801
2004 1605
2003 1379
2002 1144
2001 962
2000 571,3
1999 347,9

График:

Термин ПМП включает в себя все расходы на удовлетворение базовых нужд и потребностей гражданина. Среди этих расходов, которые должны полностью покрываться ПМП, входят следующие:

  • продукты питания (на них приходится основная расходная часть): овощи, фрукты, крупы, мясные и молочные продукты и другие. Данный вид расходов, который призван обеспечить поддержание здоровья человека в питании, называется продовольственной корзиной;
  • расходы непродовольственного характера: одежда, обувь, канцелярские принадлежности и другие.
  • оплаты медицинских услуг, в том числе и лекарств;
  • транспортные расходы (автобус, поезд, метро и другие);
  • расходы на ЖКХ.

Если пенсия, которая была установлена, пожилому гражданину не дотягивает по своему значению до ПМП, то ему необходимо обратиться в социальные органы защиты для выплаты дополнительной суммы денег до уровня минимального прожиточного минимума.

Данные по средней

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449

На основании данных таблицы видно, что средняя пенсия в целом по стране растет ускоренными, но недостаточными темпами. Если смотреть на нее в разрезе учета инфляции , то можно увидеть, что практически сумма повышения только только перешагивает уровень инфляции. А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.

По прогнозам Минфина за счет новой пенсионной реформы средняя пенсия по стране достигнет к 2024 году всего лишь 20 тысяч рублей. Смогут ли при таком уровне пенсии граждане жить лучше к 2024 году? По мнению нашей редакции ответ "нет". Поскольку за этот промежуток времени бензин, налоговые отчисления, цены на товары и услуги вырастут значительно выше.

Новая страница 1

В 2002 г. началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она основана на законодательстве и включает в себя следующие Федеральные законы: от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ); от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ); от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» . В п. 2 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ указывается, что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Порядок финансирования этих частей, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом № 167-ФЗ. В п. 3 ст. 6 данного Закона указано, что установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Размер базовой части трудовой пенсии установлен в п. 1 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ в размере 450 руб. в месяц. Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 167-ФЗ обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости. В п. 3 ст. 9 Федерального закона № 167-ФЗ определены источники финансирования частей трудовой пенсии : финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (ЕСН) (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Статья 10 Федерального закона № 167-ФЗ увязывает уплату страховых взносов и ч. 2 гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог» (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ):

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

2. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ для лиц 1967 года рождения и моложе применяются определенные ставки; так, до 100 тыс. руб. финансирование страховой и накопительной частей осуществляется в размере соответственно 8 % и 6 %. Статья 33 указанного Закона ввела переходные положения, где размеры на 2002–2005 гг. составляют также в сумме 14 %, но их соотношение по годам иное: 2002 и 2003 гг. - 11 % и 3 %, 2004 г. - 10 % и 4 %, 2005 г. - 9 % и 5 %, а далее в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ. Аналогичная ситуация и со страховыми взносами при начислении страховых взносов при базе, превышающей 100 тыс. руб.

Определение ставок, уплачиваемых в федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда РФ, определяется п. 3 ст. 9 Федерального закона № 167-ФЗ, где говорится, что финансирование выплат базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

На первый взгляд создается впечатление, что рассмотренная выше пенсионная система создает определенные предпосылки для пенсионного обеспечения граждан среднего и младшего возрастов. Однако для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения это весьма сомнительно.

Пример 1

Определим, какую часть при выходе на пенсию получит женщина 40 лет, т.е. 1964 года рождения, за счет накопительной части трудовой пенсии. Условно примем, что её доходы, облагаемые ЕСН, составляют 10 тыс. руб. в месяц. Соответственно отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии составят 200 руб. в месяц (10 тыс. руб. × 2 %). До выхода на пенсию в возрасте 55 лет в накопительной части окажется:

200 руб. х 12 мес. × 15 лет = 36 тыс. руб.

Средний срок жизни женщины в России - 74 года. Определим, какую часть пенсии за счет накопительной части в течение 19 лет будет составлять ежемесячная сумма:

36 тыс. руб. / 19 лет / 12 мес. ~ 160 руб.

В своем примере мы исходим из того, что рост доходов и инфляция будут расти одинаковыми темпами. Даже если предположить, что инвестиционный доход составит 10 % в год, что маловероятно, то и при этом условии (с учетом сложных процентов) за счёт накопительной части можно будет получить сумму порядка 200 руб. в месяц. Очевидно, что эта величина никоим образом не позволит решить проблему получения достойной пенсии даже с учетом базовой и страховой её частей. Поэтому совершенно непонятно, зачем вводилась накопительная часть для указанных выше категорий мужчин и женщин.

Учитывая этот момент, а также ряд других обстоятельств, Правительство РФ предложило проект внесения существенных изменений в действующую систему пенсионного обеспечения . Эти изменения касаются следующих моментов. В накопительную часть работодатели будут делать отчисления только для лиц 1967 года рождения и моложе. У мужчин и женщин 1966 года рождения и старше отчисления в накопительную часть, начиная с 2005 г., делаться не будут. Что касается тех средств, которые уже попали на их накопительные счета, то, вероятно, они будут переданы в страховую часть. Таким образом, для этой части работников остаётся прежний режим расчёта пенсии: базовая плюс страховая части пенсии.

Что касается лиц 1967 года рождения и моложе, для них предусмотрены следующие изменения. В 2005–2007 гг. сохраняется размер отчислений в накопительную часть в размере 4 % от базы для начисления взносов.

Начиная с 2008 г. в страховую часть работодатели будут перечислять 8 %, а в накопительную - 6 %. При этом общий размер отчислений в Пенсионный фонд РФ в размере 14 % не меняется. Кроме того, в добровольном порядке работники за счёт собственных средств могут перечислять в накопительную часть 4 % от своих доходов. Для тех, кто будет перечислять собственные средства, предполагается, что, во-первых, передаваемые средства не будут облагаться налогом на доходы физических лиц, а во-вторых, бюджет будет дополнительно вкладывать в накопительную часть еще 2 % (но не менее 2 тыс. руб. в год).

Пример 2

Для упрощения примем, что размер отчислений в накопительную часть составит 6 %, и расчёт начнём с 2005 г. (без учёта сумм, уплаченных в 2002–2004 гг.). Для женщины 35 лет, т.е. 1970 г. рождения, облагаемые доходы в месяц составляют 10 тыс. руб. Тогда за двадцатилетний период работы в накопительной части (с условием, что она доплачивает 4 % за счёт собственных доходов) окажется 6 % за счет работодателя, или

600 руб. в мес. × 20 лет × 12 мес. = 144 тыс. руб.

Та же сумма в размере 6 % за счет собственных средств и доплаты из бюджета также составит 144 тыс. руб. В целом в накопительной части окажется 288 тыс. руб.

Исходя из среднего срока жизни женщины в России - 74 года, срок дожития составит 19 лет. Пенсия за счет накопительной части составит:

288 тыс. руб. / 19 лет / 12 мес. = 1260 руб.

При этом будем исходить из условий, что и доходы, и размер отчислений будут расти одинаковыми темпами. Кроме того, определенные суммы будут получены за счёт инвестиционных доходов, хотя бы в размере 10 %. С учётом этих обстоятельств за счёт накопительной части пенсия может составить 1400 руб. Примем, что такая же часть пенсии будет получена за счёт страховой части (на это будет влиять ещё и общий стаж работы). Кроме того, будем предполагать, что базовая часть пенсии к 2025 г. (момент выхода на пенсию) составит 1 тыс. руб. Тогда общийразмер пенсии в месяц составит:

1400 руб. + 1400 руб. + 1000 руб. = 3800 руб.

Реальный доход в месяц (за минусом налога на доходы (при условии сохранения ставки 13 % и без учёта стандартных вычетов)) равен 8700 руб. Тогда размер пенсии к среднемесячному доходу составит (3800 руб. / 8700 руб.) примерно 44 %. Если в странах с развитой рыночной экономикой размер пенсии составляет примерно 70 % от их дохода, то в данной системе, по словам Министра финансов Алексея Кудрина, ставится задача добиться пенсий в размере 40–50 %, а в более отдаленной перспективе - 60 % доходов.

Одной из причин ухода в серые или черные схемы выплат заработной платы является достаточно высокий уровень налоговой нагрузки на доходы. С учётом ставки ЕСН (35,6 %), налога на доходы физических лиц (13 %), страхования от несчастных случаев эта нагрузка достигает 50 %. Достаточно долго ведутся дебаты по поводу резкого снижения величины ЕСН. Какова же оптимальная величина ЕСН? Алексей Кудрин отметил: «Я считаю, что существенного увеличения легализации бизнеса, даже если бы мы снизили ЕСН до 20 %, быстро бы не произошло. Основная легализация уже прошла. Для многих малых предприятий или тех, кто работает по серым схемам, показалось бы недостаточно и такого снижения». Правительство РФ в своём проекте остановилось на цифре 26 %, в том числе в Фонд социального страхования РФ - 3,2 % (действующая в настоящее время ставка - 4 %), в Фонд обязательного медицинского страхования РФ - 2,8 % (3,6 %), в Федеральный бюджет - 6 % (14 %), и без изменений остается ставка отчислений в Пенсионный фонд РФ - 14 %.

Известно, что отчисления в федеральный бюджет в составе ЕСН позволяют осуществлять обеспечение граждан страны, находящихся в настоящее время на пенсии. Приведет ли это к ухудшению жизни пенсионеров? Ведь достаточно резкое снижение уровня отчислений в федеральный бюджет с 14 до 6 % грозит по крайне мере торможением уровня повышения размера пенсий, а возможно и замораживанием их размера, несмотря на достаточно высокий уровень инфляции. Для того чтобы не допустить этого, Правительство РФ предполагает использовать накопившийся профицит бюджета . Предполагается, что в 2005 г. федеральный бюджет будет дотировать Пенсионный фонд РФ в размере 167 млрд руб. В ближайшие годы такая дотация может вырасти до 360 млрд руб. В результате снижения ЕСН предприятия и организации получат порядка 280 млрд руб., которые могут быть инвестированы в экономику.

Еще одно предложение Правительства РФ - это повышение уровня возможности доступа к использованию регрессивной шкалы налогообложения . Известно, что в настоящее время достаточно много предприятий, особенно в легкой, пищевой и ряде других отраслей народного хозяйства, не имеют возможностей доступа к использованию регрессивной шкалы налогообложения.

Предлагаемая и действующая градации

Действующая градация

Предлагаемая градация с 2005 г.

До 100 тыс. руб. - 35,6 %.

От 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. - 20%.

До 300 тыс. руб. - 26 %.

От 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. - 10 %.

От 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. - 10 %.

Свыше 600 тыс. руб. - 2 %.

Свыше 600 тыс. руб. - 2 %.

Предлагаемая градация проще - она состоит из трех позиций вместо четырех в действующей системе. Что касается доходов от 300 до 600 тыс. руб. и свыше 600 тыс. руб., то в этих позициях ничего не меняется, изменения происходят только при уровне доходов до 300 тыс. руб. Сравнительный анализ действующей и предлагаемой градаций позволяет сделать следующий вывод: до уровня доходов в 260 тыс. руб. предприятие получает выгоду от применения новой шкалы. Так, если доходы составляют 100 тыс. руб., то в действующей системе отчисления составят 35,6 тыс. руб., в предлагаемой - 26 тыс. руб., или эффект составит 9,6 тыс. руб., при 200 тыс. руб. дохода эффект составит 3600 руб. (35,6 тыс. руб. + 20 тыс. руб. – 52 тыс. руб.). Если же доходы превышают 260 тыс. руб., то предприятие получает убыток от применения новой шкалы. Так, при 300 тыс. руб. дохода в действующей системе необходимо уплатить 35,6 тыс. руб. + 40 тыс. руб., или 75,6 тыс. руб. В предлагаемой градации уплата составит 300 тыс. руб. × 26% = 78 тыс. руб. Убыток от применения новой шкалы составил 2,4 тыс. руб. Таким образом, предлагаемая градация ориентирована на категорию работников, получающих ежемесячные доходы в размере 10–20 тыс. руб.

Таковы основные изменения в действующей системе ЕСН, однако они носят характер проекта. Поэтому необходимо в 2004 г. следить за теми изменениями, которые произойдут в ходе принятия Государственной Думой данного законопроекта. Утверждение законопроекта ожидается до окончания летней сессии Государственной Думы.

Ю.Л. Донин, канд. экон. наук, налоговый консультант ООО «ПРОФИТ-Аудиторская фирма»