Open
Close

Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой. Формирование речевой компетенции детей через ознакомление с природой родного края. Сказке имеет свое продолжение в другом виде

Развитие речи детей при ознакомлении

с природой в дошкольном возрасте

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью идинамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Слайд № 1,2.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.Слайд № 3,4.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.Слайд № 5

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Слайд № 6 . Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. Слайд № 7. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.Слайд № 8.

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана методика развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой (таблица 2.6).

Цель методики: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

На формирующем этапе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, развивали следующие знания, умения и навыки:

1 Обогащали знания детей об окружающем мире и родной природе Крыма;

2 Развивали умения детей говорить свободно и правильно, вызывали позитивное отношение к речи;

3 Развивали эмоции и чувство прекрасного;

4 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинкам, самостоятельно пересказывать содержание сказок и других произведений.

5 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинкам, самостоятельно пересказывать содержание сказок и других произведений.

6 Развивали умения составлять рассказы об окружающей природе, руководствуясь эмоциями и чувствами.

При подборе упражнений, дидактических игр, занятий, бесед, экскурсий мы основывались на психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, а именно, преобладание наглядно – образного мышления, конкретности мышления, эмоциональности.

Анализируя полученные данные констатирующего эксперимента, мы выявили преобладание среднего и низкого уровней развития связной речи. Это вызвало необходимость разработки и внедрения методики развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой. Нами была выбрана именно природа, потому что содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития связной речи дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников, в том числе и речевого

Методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой включает в себя три этапа: подготовительный, практический и продуктивный.

Цель подготовительного этапа предполагает формирование интереса ребёнка к слову и говорению в процессе ознакомления с природой.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Развивать любовь к природе и бережное отношение к ней.

2. Формировать интерес к слову и говорению в процессе ознакомления с природой.

Для реализации цели и задач подготовительного этапа нами использовались различные формы работы. Детям были предложены различные дидактические игры: «Посмотри и расскажи»; «Составь рассказ»; «Опиши берёзу», «Послушай и перескажи» , которые способствовали развитию связной речи. Целью дидактических игр являлось следующее: формирование позитивного отношения детей к связной речи, и интереса к говорению, рассказыванию и пересказыванию в процессе ознакомления с окружающей природой. Во время дидактических игр использовался наглядный материал, а точнее, сюжетные картинки и изображения, которые помогали детям при выполнении задания «Посмотри и расскажи». Предложенные детям игры проводились на игровой площадке, на прогулке. Во время этих игр дети научились обращать внимание на окружающую природу, вычленять яркие и характерные признаки для определённого времени года, или частей суток. Дети не просто замечали деревья, кустарники, листья на игровой площадке, а наблюдали за движением веток во время ветра, за полётом птиц. При выполнении задания «Опиши берёзу» дети не просто называли её составные части и подбирали различные определения, а исследовали кору, ствол, листочки.

После проведения таких дидактических игр дети намного чаще желали высказать своё мнение, рассказать об изменениях в природе, описать места, в которых они были с родителями. Ребята не боялись говорить, высказывать своё мнение, хотя ими и допускались ошибки. Дети стали более открытыми в общении и старались говорить развёрнутыми предложениями. Таким образом, на подготовительном этапе у детей старшей группы сформировалось мотивационно - ценностное отношение и интерес к говорению в процессе ознакомления с природой.

На подготовительном этапе также использовалась ещё одна форма развития связной речи – это проведение занятия на тему «Страна прекрасных слов» . Задачами данного занятия было следующее: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов; упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к существительным; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх; продолжать упражнять детей в делении слов на слоги, в определении начального звука в словах; раскрыть значение слова «фантазия»; развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность; развивать речь детей путем тренировки движений пальцев и кистей рук; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде. На занятии для достижения поставленных задач использовались различные методы и приёмы: беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент, наглядность. На протяжении занятия дети активно участвовали в играх и выполняли предложенные занятия, ребята не боялись высказывать своё мнение и отвечать на вопросы. Представим фрагмент занятия «Страна прекрасных слов», который проводился с детьми в старшей группе.

Ход занятия:

Фея: Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости. Проходите, рассаживайтесь удобно, спину держите прямо (дети рассаживаются на стульчики).
Я – Фея из Страны прекрасных слов! Попадая в мою Страну, люди становятся добрее и внимательнее друг к другу, к окружающему их миру. А знаете почему? Потому что в моей Стране живут самые добрые, самые прекрасные, самые нежные слова. Их можно найти везде. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по моей Стране. Но в нашем путешествии нам понадобятся ваши знания. Вы умеете составлять предложения? Делить слова на слоги? Определять начальный звук в словах?
Дети: Да!
Фея: Если «да», то я уверена, что путешествие будет интересным. Вы готовы? Так как моя страна не обычная, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на воздушном шаре. А поможет нам в этом ФАНТАЗИЯ. – Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (ответы детей)
Фея: (Обобщает): ФАНТАЗИЯ – это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляем то, чего на самом деле нет. – Давайте все вместе произнесем это чудесное слово – ФАНТАЗИЯ. А теперь чуть тише – ФАНТАЗИЯ, а теперь шёпотом – ФАНТАЗИЯ.
Фея: И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Сядьте прямо, закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)
– Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. С высоты птичьего полета мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш воздушный шар медленно опускается на землю (музыка стихает). Вот мы и прибыли. Открываем глаза.
(За время «полета» перед детьми выставляется панно с изображением солнца, облаков, реки).
Фея: Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это….(солнце).
(Показать волшебной палочкой солнце).
Фея: А теперь произнесите это слово ласково.
Дети: Солнышко.
Фея: Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (подбор определений к слову солнышко)
Дети: Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…
Фея: Видите как много красивых и добрых слов вы смогли найти в моей стране. А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова» (полный конспект занятия представлен в приложении Б).

Поэтому можно сделать вывод, что дидактические игры «Составь рассказ», «Посмотри и расскажи», «Опиши берёзу», «Послушай и перескажи», а также занятие «Страна прекрасных слов» оказали положительное влияние на развитие связной речи, способствовали повышению речевого развития.

Вторым этапом методики развития связной речи является практический. Целью этого этапа является следующее: овладение детьми навыками рассказывания, составления различных описательных рассказов в процессе ознакомления с природой. В соответствии с целью были поставлены такие задачи:

1. Закрепить умения детей говорить развёрнутыми и правильными предложениями.

2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на собственные чувства и эмоции.

На практическом этапе я использовала различные формы развития связной речи в процессе ознакомления с природой, а именно: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры.

В старшей группе была организована и проведена экскурсия на тему «Весна» . Также были поставлены следующие задачи: 1) развивать связную речь детей через ознакомление детей с природой; формировать позитивное отношение к природе и чувство прекрасного; 2) обучать детей высказывать свои эмоции об увиденном; 3) учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья, учить сравнивать их, находя общие признаки; 4) воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; 5) развивать речь детей, умение подбирать определение к слову; 6) уточнить знания детей о состоянии растений весной; дать понятие об экосистеме «лес».

Экскурсия проводилась в лесопарк недалеко от дошкольного учреждения. Для проведения экскурсии экспериментатором были изучены особенности наблюдаемых объектов, осмотрена и подготовлена территория, был составлен чёткий план экскурсии и определена её основная цель. Для того, чтобы экскурсия имела развивающий характер, была спланирована собственная деятельность и продумана применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий. Готовясь к проведению экскурсии, был намечен план работы по обогащению и активизации словаря детей. Заранее были намечены вопросы беседы, определено, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений.

На практическом этапе также использовались дидактические игры «Назови как можно больше предметов», «Зоопарк» , которые способствовали обогащению словаря и развитию монологической речи. Так, цель игры «Назови как можно больше предметов» заключается в упражнении детей в чётком произношении слов и обогащение активного словаря. Во время этой игры воспитатель на прогулке предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова и не повторялись.

Целью игры «Зоопарк» является развитие монологической речи. Во время игры дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая, их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. В момент проведения этой игры был использован наглядный материал – картинки с разными животными. В эти дидактические игры дети играют с удовольствием и большим интересом.

На втором этапе методики большая роль отводилась беседе. В старшей группе мною была проведена беседа на экологическую тематику «Маленькие друзья человека» .

Цель беседы: уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни, значении в природе муравьев, бабочек, жуков, дождевых червей, жаб, лягушек, пауков; о сложных взаимосвязях растительного и животного мира: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях. Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных. Учиться высказывать своё мнение. Перед проведением беседы была проведена предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», А.Онегов «Откуда прилетела бабочка», Ю.Аракчеев «Сидел в траве кузнечик», С.Воловник «Наши знакомые незнакомцы».

Материалом к беседе служили: картинки с изображением животных, конверт, письмо, плакат «Муравей - санитар леса».

Теперь приведём фрагмент беседы с детьми на тему «Маленькие друзья человека».

Ход беседы:

«Экспериментатор читает письмо от Незнайки, у него случилась беда.

Экспериментатор: Ребята, а давайте с вами поможем Незнайке. (Вывешивает полотно с картинками: муравей, стрекоза, бабочка, паук, божья коровка, лягушка, жаба, дождевой червь).

Почему лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли).

На что же животные обиделись? Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные? Расскажите, в чем их польза.

Я загадаю две загадки. О каком животном быстрее отгадаете, с того и начнем рассказ:

Удивительно силен, не смотри, что мал:

Ведь в лесу с друзьями он гору натаскал.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел!

Как называется гора, которую натаскали муравьи?

Из чего муравьи строят муравейники? Чем питаются муравьи? Почему их называют «санитарами леса?» (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника хвойные иголки, мелкие веточки, кусочки коры, остатки растений; муравьи поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; муравьи разносят семена лесных растений, рыхлят почву).

Почему лесу стало плохо без муравьев? Как могут люди позаботиться о муравьях? Что вы посоветуете Незнайке?

Поговорим о бабочках. Почему лесу стало плохо без бабочек? (Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов). Чем питаются бабочки? Как они переносят пыльцу с цветка на цветок? В чем еще польза бабочек? Как можно о них позаботиться?». Полный конспект беседы в старшей группе «Маленькие друзья человека» представлен в приложении.

Во время беседы обращала внимание детей на правильность речи, побуждала их к полным ответам. Также в процессе беседы вводила новые слова, активизировала словарный запас детей и способствовала речевой активности с помощью вопросов. Главная цель этой беседы – стимулирование и направление внимания детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача экспериментатора – это, прежде всего, обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Содержание беседы определялось процессом наблюдения. Ведь что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывали свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Таким образом, происходил обмен мнениями .

Для решения задач практического этапа также использовалось занятие. В старшей группе было проведено интегрированное занятие (по развитию речи и ознакомлению с природой) на тему «Защитите ель и сосну».

Цель данного занятия: 1.Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
2.Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
3.Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».
4.Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.
5.Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.
6.Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.
7.Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.
8.Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

На занятии использовалось различное оборудование: картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, простые карандаши, листы белого картона, искусственная елочка. Такое разнообразие дидактического и наглядного материала позволяет не только дать детям теоретические знания, но и через чувства и различные анализаторы вызывать положительные эмоции. Вот представлен фрагмент занятия «Защитите ель и сосну».

Ход занятия:

«Рассказ о пользе деревьев».

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем аромалампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Творческая игра «Сказка про елку» .

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения. «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек. Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?) Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа)… (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?).

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада». Полный конспект этого занятия представлен в приложении (Приложение Г).

Во время занятия проводились различные виды работ – игры, беседы, составление рассказа, рисование, ощущение запаха сосны. Детям очень понравилось это занятие, так как они были очень активными, высказывали своё мнение и были внимательными. Аромалампа вызвала у детей большое количество положительных эмоций, ведь они не только увидели сосновые шишки, но и смогли ощутить сам запах хвои; дети словно побывали в лесу. После этого ребята старались все высказать своё мнение, рассказать о каких – то своих воспоминаниях. Во время творческой игры «Сказка про ёлку» дети активно принимали участие и каждый использовал свой личный опыт. Сказки получились совсем разные, каждый придумывал что – то новое и необычное.

Для закрепления знаний, умений и навыков на практическом этапе была проведена с детьми дидактическая игра «Придумай загадку» , целью которой являлось развитие умения детей составлять загадки о явлениях природы и окружающем мире на основе главных признаков и свойств. Отгадывание и составление загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадка – одна из наиболее распространённых средств, которые используются в воспитательной работе .

Загадка не только вызывает интерес у детей, но и способствует развитию мышления, внимания и памяти.

Составление загадок считается творческой работой, поэтому дидактическая игра «Придумай загадку» является сложной работой для дошкольника , но и интересной. Ведь здесь ребёнок проявляет черты своего характера, подбирает соответствующие признаки к определённым объектам и приводит их к совокупности. При составлении загадок ребёнок использовал все знания об окружающей среде и объектах, поэтому признаки их реальные, то есть невыдуманные. Ведь загадка должна быть составлена правильно, чтобы другие могли по основным признакам узнать загаданный объект или явление.

Таким образом, на практическом этапе были использованы различные формы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой – дидактические игры, интегрированные занятия, беседы, экскурсии, составление загадок. После проделанной работы виден положительный результат - дети могут развёрнуто высказывать своё мнение, составлять рассказы о природе на основе собственных чувств, делиться своими переживаниями.

Заключительным периодом развития связной речи является контрольный этап. Цель его являлось: активно использовать приобретённые знания, навыки и умения, свободо говорить в процессе ознакомления с природой, сочинять самостоятельно рассказы. Задачей было развить готовность детей самостоятельно составлять рассказы, развёрнуто говорить в процессе ознакомления с природой.

Для реализации целей и задач на контрольном этапе мною использовались такие формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Признаки весны» , по сюжетной картинке «По грибы» проведение опытов, труд в природе.

Большое значение в развитии связной речи играет составление описательных рассказов по картине на различные темы. Дело в том, что в процессе составления ребёнок опирается на наглядность, вычленяет главные и второстепенные признаки, стремится передать нарисованное своим сверстникам через собственное чувство и восприятие. Дети в старшей группе с удовольствием рассматривают картины и выражают своё мнение и эмоции по поводу произведения искусства. В старшей группе мною была предложена картина «Признаки весны». Дети сразу обратили на неё внимание, но некоторые опирались не на само произведение, а на имеющиеся знания и личный опыт. Поэтому обращала внимание детей на саму картину, и на элементы, которые на ней представлены. Дети практически все говорили полными и развёрнутыми предложениями, некоторые ребята были неактивные, поэтому для активизации внимания им были заданы встречные вопросы.

Особое место в развитии речи занимают опыты в природе, ведь опыт несёт в себе большую значимость. Ведь выполнение практических заданий и исследование чего – то нового способствует развитию познавательной и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. С помощью опытов дети обогащают свои знания и добывают ответы на интересующие их темы. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создавались ситуации, которые ребенок разрешал посредством проведения опыта и, анализируя, делал вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении . Экспериментатор организовывал работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Так в старшей группе было проведено несколько опытов, которые способствовали развитию мышления, внимания, речи и активизации познавательной деятельности:

«Подводная лодка из винограда»

Цель: показать свойства газированной воды с помощью виноградинок; продемонстрировать принцип работы подводной лодки; развивать мышление, речь и внимание; Развивать интерес к исследовательской деятельности старших дошкольников и способствовать познавательной активности.

Ход работы:

Необходимо взять стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Как добыть воду для питья?»

Цель: показать, как можно добыть воду из листьев и травы на земле; развивать любознательность, мышление, речь и внимание.

Ход работы:

Для этого опыта нужно выкопать яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положить свежей зеленой травы и листьев. Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавить пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово. Затем необходимо оставить свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхнуть землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотреть: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Нужно объяснить ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в нашу емкость.

«Делаем облако»

Цель: показать детям, как образуется облако и дождь. Развивать мышление и внимание.

Ход работы:

Для проведения этого опыта необходимо налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Немаловажное значение имеет труд в природе, который развивает познавательную деятельность и формирует умения и навыки в различных сферах. Труд с детьми необходимо проводить в форме игры, чтобы дети вели себя естественно и не боялись трудностей.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Труд в природе способствует к развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней, бережно относиться к живому, к результатам труда. Также важно, чтобы труд в природе сопровождался речью и комментариями выполнения данной работы .

Так, в старшей группе, можно с ребятами смастерить кормушку для зимующих птиц или создать на территории детского сада огород, на котором дети могли бы ухаживать за растениями. Это будет способствовать не только развитию познавательной и практической деятельности, но и развитию речевой деятельности через чувства и эмоции от участия в работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами методика развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой состоит из трёх этапов: подготовительного, практического и продуктивного. На подготовительном этапе решалась задача формирования у ребёнка интереса и позитивного отношения к говорению и рассказывания в процессе ознакомления с природой. На практическом этапе использовались различные формы развития связной речи в процессе ознакомления с природой, а именно: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры. На этом этапе решались следующие задачи: закрепить умения детей говорить развёрнутыми и правильными предложениями; совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на собственные чувства и эмоции. Для реализации целей и задач на контрольном этапе нами использовались разные формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Признаки весны», «По грибы», проведение опытов «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «Как добыть воду для питья?», труд в природе. В целом цели и задачи методики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были достигнуты.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – это средство общения и познания, и является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствуя и обогащая её. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Развитие речи процесс сложный, творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников через познание мира природы.

В дошкольном возрасте дети постигают мир природы и человека. Детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях животного и растительного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, вода, песок, земля и др.) и природными материалами (дерево, глина и т. д.)

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребенок может определять сам: цвет, форма, вкус, запах, размер и т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, - это свойства предметов, повадки животных Например, Волк. Портрет – большой зверь, хищник. У него есть глаза, уши, хвост и т. д. Тело покрыто шерстью. Повадки – живут семейными группами, а зимой объединяются в стаи.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади) .

Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни) .

Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, стекло, пластилин, ткань и т. д.) Полученные представления закрепляются в деятельности детей.

Детей знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других) , бытовой (труд для себя и семьи) , отдых, увлечения (труд для души) .

Большое значение для речевого развития играют средства, методы, приемы, используемые для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. д.) используются и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (куст, цветок, дерево, пенек и т. д.)

По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может она приведет нас в сказку» . «Подойдите к этому цветку. Может быть, здесь спряталась сказка?»

Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок) , отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор пойдет о сказке «гуси – лебеди» . Дети рассматривают дерево, ветки, листья, плоды (если есть) , пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.

Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, пожелания. Воспитатель всегда готов выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Благодаря системному контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластичных формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления, сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказыванием детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи и фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины) . Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей, листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов, оттенков листьев.

В октябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматриваются плоды деревьев и кустарников (боярышник, шиповник, рябина и др.) Дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы.

Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая) . Обращается внимание на разнообразие листьев в природе: с сильно изрезанными краями, с одной пластинкой (подорожник) , с тремя пластинками (клевер) . Дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду., жесткие, хрупкие во время заморозков.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (ель, сосна, лиственница) . Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за инеем, снегом. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказанием помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов купальницы, одуванчиков, мать-и-мачехи показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисовании, лепке, аппликации) . Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. Дети, под наблюдением воспитателя работают ножницами, используют трафареты, штампы.

Итак, работа по познавательно – речевому развитию проводится в системе и охватывает все ее стороны (словарь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь) . Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, используя интегрированный подход и здоровье - сберегающие технологии, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

Над данной темой я работаю не первый год. За этот период я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушева «Здравствуй мир!», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф Поддьякова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека - великого учителя – Природу.

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры. Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

1. обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

2.подбор методов и способов развития речи

3. использование разнообразных форм организации.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
  • специально – организованные ситуации,
  • игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения : «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.

Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения При построении образовательного процесса я использую дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку", которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.

Опыт работы показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации также способствуют развитию речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку, побуждают его к фантазии и творчеству, самостоятельному открытию окружающего мира и его закономерностей.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой происходит как на занятиях, так и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей, обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур).

Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов.

Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Важную роль для развития познавательно-речевой сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Во время прогулок на участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.

Важное значение отвожу роли родителей воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в беседах рекомендую поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

Чтобы показать целостность работы по этой теме, я провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с природой в форме диагностических упражнений, разработала занятия, целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме.

Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорят сами за себя: благодаря целенаправленной работе совершенствовалась их речь и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес. Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес и стремление к успеху.

Список литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.

2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.

3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.

4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.

5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.

6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.

8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.

10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.

11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.

12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43-


Цикл наблюдений за рыбками в аквариуме, рисование, аппликация, лепка рыбок, рассматривание иллюстраций. Игра «Караси и щука».

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением рыб и различных млекопитающихся, живущих в море. Рисование на тему «По морям, по волнам».

Рассматривание иллюстраций, чтение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, обобщающая беседа. Лепка «Обезьянки на пальмах».Сюжетно- ролевая игра «Доктор Айболит».

Рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы. Аппликация «Где-то на белом свете». Лепка «упряжка оленей».

Рассматривание камешков, иллюстраций, чтение познавательной литературы, сказка П. Бажова «Серебрянное копытце».Аппликация «Дом мы строим из камней».

Всероссийский конкурс детского рисунка. Участие детей в конкурсе.

Беседа по наблюдениям за явлениями природы. Чтение «Лесные домишки» В.Бианки, рисование «Весеннее небо», аппликация «Подснежник».

Экскурсия на грачевник. Наблюдения за птицами на участке, заучивание стихотворений, игра – имитация «Строим гнезда».

Чтение познавательной литературы, стихотворений о домашних животных.Наблюдения за кошкой и собакой. Беседы с детьми о их домашних животных.

Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке и территории детского сада. Обобщающая беседа. Рисование «Цветущая ветка».

Наблюдения за растениями на участке, заучивание стихов и загадок, анализ растения мать – и мачехи. Игра- имитация «Соберем нектар с цветов». Игра «Отгадайте почему?»

Экскурсия в парк. Наблюдение за пробуждением природы после зимы. Игра «Отгадай чей голос». Рисование «Первый весенний букет»

Рассказ воспитателя о использовании человеком природы, о бережном отношении к ней. Беседа о заповедниках. Игра «Чем мы можем помочь природе?»