Open
Close

Методологические аспекты постинтернатного сопровождения детей сирот. Вывод по первой главе. Приложение. индивидуальный план сопровождения и адаптации

Модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

, 4 курс, 2016

Научный руководитель – к. п. н., доцент кафедры социологии и социальной работы ПетрГУ,

Аннотация: В данной статье исследуются модели постинтернатного сопровождения, которые, на сегодняшний день, применяются в российской системе социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так же, в статье приведены результаты проведенного исследования на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, ОБПР Республики Карелия и Мурманской области ».

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, модель постинтернатного сопровождения, региональная модель постинтернатного сопровождения.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в Российской Федерации и в ее отдельных субъектах наблюдается ежегодное снижение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, воспитывающихся в образовательных учреждениях. Однако количество выпускников в Российской Федерации ежегодно составляет около 15 тысяч.

Взрослея в условиях детского дома, воспитанники получают специфичное воспитание, которое препятствует формированию тех навыков, которые необходимы обычному человеку в социальной среде. В период нахождения ребенка в учреждении проблемы социализации и социальной адаптации латентны, т. е. они не оказывают прямого влияния на процесс его взросления. Однако, после выпуска - в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер.

Все проблемы выпускников можно разделить на две группы: общественные, к которым относятся большие экономические затраты на воспитание, высокий уровень девиантности среди бывших выпускников и, так называемое, «вторичное сиротство», и индивидуальные, свойственные самим выпускникам, связанные с особенностями их личностного становления, - отставание в физическом и интеллектуальном развитии, нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении, неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверие к внешнему миру, потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Учитывая весь спектр проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, целесообразным является оказание воспитанникам комплексной поддержки посредством постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться к условиям социальной среды.

В современном законодательстве постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направленных оказание содействия лицам данной категории в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилье, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития.

Понятие «модель», в рамках исследуемой темы, подразумевает под собой как совокупность компонентов по организации деятельности постинтернатного сопровождения, так и отдельно процессуальную часть этой деятельности. Модель включает в себя три блока. Организационный блок, в рамках которого проводятся подготовительные мероприятия по открытию специализированных центров постинтернатной адаптации, формирование системы управления и нормативно-правовой базы, а также планирование самого процесса сопровождения и определение профессиональной команды специалистов сопровождения. Процессуальный блок представляет собой саму технологию постинтернатного сопровождения, то есть его основные составляющие: цели, задачи, мероприятия, мониторинг и другое. Контрольно-результирующий блок включает в себя процесс оценки и анализа результатов – уровень готовности выпускника к самостоятельной жизни .

Региональная модель постинтернатного сопровождения представляет собой комплексную систему сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включающую в себя совокупность органов и учреждений региона, вовлеченных в процесс социальной адаптации, оказывающие социальную помощь выпускникам, включая меры социальной поддержки, реализующихся в едином организационно - нормативном поле. Региональная модель строится на основе единства трех направлений деятельности: социально-правовой поддержки выпускников; психолого-педагогического сопровождения; аналитической и информационной работы .

Таким образом, наличие региональной модели может стать эффективным инструментом для решения проблемы постинтернатного сопровождения, так как позволяет создать целостную систему сопровождения в регионе.

В рамках данной темы было проведено исследование на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения Республики Карелия и Мурманской области». Данные регионы были выбраны по причине территориальной близости, схожести демографической ситуации, а также условий и временных рамок создания системы сопровождения выпускников.

В ходе исследования нами было проведено экспертное интервью со специалистами учреждений, оказывающих социальную поддержку детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также стандартизированное интервью с выпускниками организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обоих регионах. Выборка производилась методом «снежный ком».

Критериальным аппаратом нашего исследования послужило исследование, по мнению которой региональная модель постинтернатного сопровождения должна включать в себя следующие элементы: нормативно–правовую базу, регулирующую процесс адаптации выпускников; организационно–управленческую структуру; наличие комплексного межведомственного взаимодействия; организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения; единый алгоритм процесса сопровождения; оценку эффективности деятельности учреждений, специалистов и осуществляемых мероприятий; а также информационно–аналитическое и кадровое обеспечение .

Данное исследование позволяет сделать вывод о наличии региональной модели постинтернатного сопровождения в республиках Карелия и в Мурманской области. Статистические данные и результаты проведенных интервью указывают на их определенную эффективность.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников составляет ряд законодательных актов РФ: Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и т. д.

В настоящее время более чем в ряде субъектов РФ разработаны и приняты законы, определяющие порядок организации постинтернатного сопровождения. Так, в Мурманской области в 2006г. принят закон № 000 «О патронате», в котором впервые было определено понятие «постинтернатный патронат», его основные задачи, условия реализации, а также должностные обязанности учреждений социального обслуживания, участвующих в межведомственной работе по постинтернатному патронату т. д.

Субъектами постинтернатного сопровождения детей-сирот являются представители государственных институтов (органы местного самоуправления , органы опеки и попечительства, образовательные учреждения, а также учреждения других ведомств : социальной защиты , МВД и др.); институты жизнеустройства (замещающая семья, патронатные воспитатели); представители общественных институтов гражданского общества (общественные объединения , конфессиональные организации, социально ориентированные некоммерческие организации).

Тук, в 2012-2013гг. в Республике Карелия КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение» осуществлен проект «Навстречу взрослой жизни». В результате были сформированы такие модели постинтернатного сопровождения, как «Жилье с медико-социальными услугами» и «Жилье с поддержкой наставника». В рамках первой модели выпускнику предоставляется жилье и право обращаться за любым видом помощи, которые имеются на рынке социальных услуг, а также в общественные организации. Вторая модель так же включает в себя предоставление жилья, обеспечение всех условий для формирования навыков самообслуживания, но под присмотром наставника.

В Мурманской области постинтернатным сопровождением активно занимается НОУ «Центр развития семейных форм устройств детей-сирот и детей, ОБПР». Задача Центра: разработка и реализация проектов и программ, направленных на успешную адаптацию выпускников к самостоятельной жизни путем их устройства в профессиональные приемные семьи.

В настоящее время в исследуемых регионах реализуются различные организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения выпускников.

Так, в Мурманской области на базе пяти детских домов были созданы пять центров постинтернатной адаптации, которые, по мнению эксперта, являются не продолжением школы-интерната, а местом, где выпускники делают шаги во взрослую жизнь в условиях приближенных к семейным.

В 2015 г. КРБФ «Материнское сердце» был реализован проект «Шаг к самостоятельной жизни», в рамках которого на базе общежития Петрозаводского автотранспортного колледжа, была создана «Социальная квартира» для проведения программ социальной адаптации и реабилитации выпускников. Результатом реализации данного проекта стало проведение работы с 25 учащимися колледжа, которые успешно прошли курс обучения навыкам к самостоятельной жизни.

В 2012 году в Мурманске был сформирован «Дом молодежи – SOS», который представляет собой заключительный этап поддержки выпускников организаций для детей – сирот и детей, ОБПР по программе «Полунезависимого проживания». Такая форма помогает ребятам без особых затруднений перестроиться на полноценную самостоятельную жизнь.

Таким образом, в регионах накоплен определенный опыт сопровождения. Однако региональные модели как комплексные системы сопровождения в республике Карелия и в Мурманской области находятся в стадии формирования. Исследование показало две взаимосвязанные проблемы, требующие решения: межведомственное взаимодействие и необходимость координационного центра по организации постинтернатного сопровождения. Подобный межведомственный подход позволит выстроить региональные программы развития постинтернатного сопровождения сирот на основе глубокого анализа состояния дел в этой сфере, с учетом привлечения широкого круга специалистов.

Список литературы

1.,., Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

2. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений. - Мурманск: Изд-во МГПУ, 2010.

3. Постинтернатное сопровождение детей - сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение/Материалы межрегиональной научно - практической конференции. - Смоленск: - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». - 2010.

4. , Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) // Молодой ученый. - 2014. - №13.

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

ведут иждивенческий образ жизни;

страдают от алкогольной зависимости;

совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Социально-педагогическое консультирование

Социально-профилактическая работа

Социальное воспитание

Защита прав и интересов выпускников

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.

Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.

Методологические основы программы

Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

Концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Принципы, на основе которых реализуется программа

Принцип гуманизма

Принцип демократизации отношений

Принцип индивидуального личностного подхода

Принцип природосообразности

Принцип творчества и свободы

Принцип свободы и выбора

Принцип деятельности

Принцип культуросообразности

Принцип комплексности и целостности

Принцип научности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в программе:

Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

Методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

Практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

Метод социологического исследования по адаптации выпускников;

Методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

самораскрытия;

убеждения;

установления логических взаимосвязей;

разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

выявления социального "Я";

обучения поиску информации.

Программа состоит из 5 разделов.

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

Приложение 1.

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

оказание помощи в затруднительных ситуациях;

совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

социально-правовое просвещение выпускников;

профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

профилактика межличностных конфликтов.

Приложение 2.

РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);

коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);

коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".

РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

представительство в правозащитных и административных органах;

оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Ожидаемый результат

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.

Практически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в детском доме и самостоятельной жизни выпускников. У детей из семьи такого разрыва нет. Они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них есть определённая преемственность жизненного пространства.

Таким образом, когда для детей - сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.

Большой проблемой для 90% выпускников является жилищная проблема. Как правило, дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют закреплённое жилое помещение, там, где они раньше проживали со своими родственниками. За время проведённое ребёнком в детском доме родители, лишенные родительских прав, всё больше спиваются, деградируют как личности, и жить с ними в одной квартире просто невозможно. Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.

Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель - родитель» и «родитель - ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.

Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди - страшно стыдно.

Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.

Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 - 33% - в учреждения среднего профессионального образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования.

Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.

В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто - то рядом, иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без опоры на собственные ресурсы.

Очень часто выпускники не умеют правильно пользоваться самостоятельностью, хотя находясь в детском доме, стремятся к ней. Под любым предлогом прогуливают учебные занятия, не умеют правильно распоряжаться своим бюджетом.

Ощущение сиротства сопровождает выпускников детских домов на протяжении всей жизни. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась их жизнь, зависят частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно или незаслуженно объясняют одиночеством, воспитанием в детском доме и предвзятым отношением к ним окружающих.

Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это предусмотрено законом, а в течение всей жизни.

КОНЦЕПТ

Федоров Алексей Валентинович,

магистрант Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург [email protected]

О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Анализ научной литературы по вопросу организации постинтернатного сопровождения выпускников показал, что на сегодняшний день это одна из актуальнейших проблем подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации. В данной статье дается краткая характеристика психолого-педагогических особенностей выпускников детского дома с целью определения результативных путей их постинтернатного сопровождения. Акцент делается на межведомственном подходе как одном из условий постинтернатного сопровождения выпускников. Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, адаптация, социализация, интеграция, дети-сироты, субъекты постинтернатного сопровождения.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В системе работы по защите прав детей-сирот одним из наиболее значимых является такое направление деятельности, как постинтернатное сопровождение выпускников детских домов .

Отделяясь от родителей и начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет «начальный капитал» - это здоровье, образование, социальный статус, умение строить отношения с людьми, способность к эмпатии, ответственное отношение к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья.

В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в жестко регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. Покидая детский дом или школу-интернат, эти молодые люди, по сути совсем еще дети, оказываются неготовыми к жизни. Большинство воспитанников на вопрос о том, что они хотели бы иметь после выхода из детского дома или школы-интерната, отвечают: «Свой дом, хорошую любящую семью или близкого человека».

Воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом или школу-интернат. Однако после того, как они покидают сиротские учрежения, у них начинаются проблемы, такие как:

Иждивенческий образ жизни (ребята часто нигде не работают и не учатся);

Потеря жилья и денег, имеющихся на личном счете (часто ребята становятся жертвой мошенничества);

Девиации (употребление алкоголя или других психотропных веществ);

Правонарушения (ребята часто совершают их в первый год после выхода из дтского дома или оказываются вовлеченными в преступную деятельность).

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно гтовыми к самостоятельной жизни. Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий, поэтому выпускники

научно-методический электронный журнал ART 14797 УДК 37.013.42

Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 25. - ART 14797. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать воспросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными .

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще .

Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. - не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами.

В любой ситуации общения - на работе, с соседями, в транспорте и пр. - они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, обстановке, самой ситуации, даже небольшие недоразумения могут стремиться разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов.

Уровень ответственности выпускников необычайно низок. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель - прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на работу, а затем просто просидеть дома, так как не знают как им дальше быть.

Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. Чаще всего люди, повстречавшие ребенка-сироту, начинают его искренне «спасать». «Приспособившись» к участливому взрослому, выпускник начинает потреблять, ставить перед взрослым цели и задачи реализации своих желаний. Если же со временем взрослый начинает понимать, что что-то не так, выпускник принимается его шантажировать.

Нередко выпускницы выходят замуж за выпускников этого же учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто просто живут компанией, организуя «детский дом» или «школу-интернат» на новом месте .

Выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи, в возрасте 15-16 лет. Учитывая все вышесказанное, необходимо, чтобы хотя бы в первые 2-3 года после выхода из детского дома бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде.

В современном законодательстве постинтернатное сопровождение рассматриваемой категории молодежи понимается следующим образом:

В широком смысле как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот их

научно-методический электронный журнал ART 14797 УДК 37.013.42

Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 25. - ART 14797. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

самореализацию, снижение числа правонарушении и преступлении, совершаемых как самими лицами указанной категории, так и по отношению к ним;

В узком смысле как деятельность постинтернатных воспитателей по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечению реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Современная трактовка понятия «сопровождение» позволяет уточнить специфику отношений между выпускниками детских домов и школ-интернатов и субъектами их постинтернатного сопровождения.

Под сопровождением понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию воспитанниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней.

Сопровождение как вид социально-педагогической деятельности имеет несколько характерологических особенностей:

Оказание помощи всем без исключения воспитанникам, допуская при этом их включение в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума или сложившихся раннее убеждений и ценностных установок;

Наличие партнерских отношений между воспитателем и воспитанниками, предусматривающих равнозначность и демократичность участников с разным их участием в проектировании, организации и осуществлении совместной деятельности;

Включение воспитанников в такие ситуации социального развития, которые способствовали бы формированию субъективного образа мира - представлению молодого человека о себе, своей судьбе и окружающем мире;

Стимулирование экзистенциальных размышлений юношей и девушек в момент каких-либо жизненных событий, позволяющих им войти в зону ближайшего социального развития, которая для них актуальна, но пока еще недоступна;

Направленность на создание условий для саморазвития сущностных сфер личности молодых людей.

Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений наряду с правовыми, экономическими функциями реализует комплекс социальнопедагогических задач, которые, прежде всего, реализуют цели социального и профессионального самоопределения и способствуют преодолению трудностей ресоциализации молодых людей .

В зависимости от уровня готовности воспитанника к выпуску из учреждения для детей-сирот сопровождение может иметь разный характер включенности:

По степени участия взрослого: непосредственное и опосредованное сопровождение;

По времени оказания: опережающее, своевременное, предупреждающее последействие;

По длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное .

Необходимо помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из довольно

упрощенного и специфического мира детского дома в сложный мир современного

научно-методический электронный журнал ART 14797 УДК 37.013.42

Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 25. - ART 14797. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

социума, адаптироваться к нему, т. е. приспособиться к социальной среде, а также интегрироваться в нее, найти в ней свое место, научиться взаимодействовать с людьми и социальными группами и обрести самостоятельность в различных сферах жизни . Интеграция в общество детей-сирот предполагает:

Воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

Активное участие в этом процессе самого ребенка;

Совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую недоступной для детей, лишенных родительского попечительства .

Проблема социальной адаптации и успешной интеграции выпускников закрытых государственных учреждений существовала с самого начала их создания. Острота вопроса во многом зависела от уровня заботы в самих интернатных учреждениях, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

В нашей стране самый сложный период в социальной адаптации выпускников государственных учреждений для детей-сирот пришелся на конец 90-х гг. Старый механизм интеграции рухнул вместе с социалистическим строем, а новый был еще не создан.

В СССР интеграция детей сирот и лиц из их числа была основана на плановой экономике и четких установках коммунистической системы: сирот принимали по разнарядкам во все учебные заведения, откуда их нельзя было отчислить; после в обязательном порядке трудоустраивали, и трудовой коллектив был в ответе за своих новых членов; в дальнейшем предоставлялось первоочередное жилье, и к годам 3035 завершалась их успешная социальная интеграция.

Рыночная экономика и последующая за ней свобода учебных заведений в выборе программ, наборе и подготовке учебного контингента позволила многим учебным учреждениям избавиться от тяжелого балласта в виде трудных подростков из числа детей-сирот. Сделать это было не сложно: следовало отказаться от дорогостоящих общежитий и переориентировать специальности на востребованные на рынке труда. В этом случае можно было принимать только детей из семьи, да еще и по конкурсу. Для выпускников интернатных учреждений оставались лишь те учебные заведения, где было казенное жилье. Как правило, это были отдаленные от районных центров профессиональные училища с ветхим оборудованием, в которых обучали устаревшим специальностям.

Такая ситуация привела к большой концентрации детей-сирот в одном учебном заведении. Педагогический коллектив оказался неготовым к работе с этим особенным контингентом, а учащиеся из числа детей-сирот приносили и укрепляли те негативные модели поведения, которые они наработали за годы воспитания в детских домах и школах-интернатах. Таким образом, к началу XXI в. ситуация в стране была удручающей .

За первые восемь лет нового века ситуация в стране изменилась к лучшему -повсеместно стали появляться новые модели работы с выпускниками интернатных учреждений. Проблема социальной адаптации стала широко обсуждаться в прессе и на научно-практических конференциях федерального и регионального уровня. Некоторые регионы закрепили инновационные модели на законодательной основе (Московская, Владимирская и Мурманская области).

Таким образом, настоящий момент становления системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способству-

научно-методический электронный журнал ART 14797 УДК 37.013.42

Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 25. - ART 14797. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ющих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Одним из условий успешной социальной интеграции выпускников интернатных учреждений в общество является объединение усилий всех общественных структур и социальных институтов для реализации следующих положений:

Создание условий для адаптации детей-сирот в обществе;

Разрушение негативных социальных стереотипов в отношении данной категории детей;

Обеспечение преемственности в деятельности различных структур по вопросам социально-педагогического сопровождения выпускников интернатов;

Анализ имеющихся моделей постинтернатного сопровождения сирот, разработка и внедрение инновационных форм постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа с выпускниками не должна ограничиваться односторонним воздействием специалистов на изменение поведения выпускника, таким как проведение лекций, психокоррекции и т. д. Основной деятельностью, имеющей положительный результат, является совместная работа специалистов и выпускников .

Необходимость взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот обусловлена следующими причинами:

Выпускник детского дома является объектом (субъектом) воспитания, он подвержен влиянию различных образовательных и социальных структур, действия которых не должны противоречить друг другу;

Целесообразно объединить и скоординировать усилия и действия специалистов в решении проблем ребенка, создав тем самым условия для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов;

Важно определить как общие, так и конкретные цели и задачи воспитания и социализации выпускников, чтобы обеспечить целенаправленность, согласованность действий педагогов и специалистов;

Появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения детей и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки сироты;

Успешность реализации поставленных общих целей и задач постинтернатного сопровождения сироты существенным образом зависит от согласованности действий всех субъектов сопровождения, координации их влияния на выпускника;

Взаимное обогащение субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот профессиональными идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.

Совместная деятельность субъектов постинтернатного сопровождения представляет единство двух сторон: во-первых, совместные воздействия на воспитанника; во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Совместная деятельность как единая, целостная система возникает, прежде всего, в результате установления социальных связей между индивидами. Целевое взаимодействие людей одновременно предполагает отношение их друг к другу как субъекту и совместное их отношение к общему объекту деятельности.

научно-методический электронный журнал ART 14797 УДК 37.013.42

Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 25. - ART 14797. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Совместная деятельность и взаимодействие взаимообусловлены: с одной стороны, совместная деятельность возможна, если осуществляется взаимодействие людей, а с другой - взаимодействие индивидов обеспечивается совместной деятельностью.

В практической работе взаимодействие субъектов характеризуют по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия постинтернатного сопровождения не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса .

Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры:

Здравоохранительные учреждения;

Коммунальные службы;

Правоохранительные органы;

Образовательные учреждения;

Социальные службы;

Органы исполнительной власти;

Культурные и спортивные учреждения;

Спонсорские организации

Волонтерское движение.

Для привлечения внешних структур специалистами детского дома организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах интернатного учреждения, а также с выездом по месту нахождения привлекаемой организации .

Работу по созданию условий для успешной социализации выпускников детского дома необходимо начинать заблаговременно до выпуска, так как на решение некоторых вопросов требуется время. За это время выпускнику необходимо сделать выбор дальнейшего образовательного маршрута, так как выбор профессии является важным условием для успешной социализации. С помощью диагностики необходимо определить социальный статус выпускника, план первичной адаптации в новых условиях, потребности в дальнейшем уходе и попечении, отклонения в социальном поведении и причины, их вызывающие. Совместно с выпускником необходимо составить индивидуальный план развития, в том числе развития необходимых навыков, также план коррекции его отклонений в социальном поведении. Кроме этого необходимо оптимизировать взаимодействие выпускников с окружением. Нужно организовать социально-правовое просвещение выпускников, вести пропаганду здорового образа жизни, учить решать межличностные конфликты .

Работа в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть направлена на формирование:

Позитивного отношения к людям;

Потребности в труде как образе жизни;

Способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция).

Способности жить в социальном пространстве (ориентироваться в законах, знать права и способы их реализации, быть готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей как гражданина) . 6

научно-методический электронный журнал ART 14797 УДК 37.013.42

Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 25. - ART 14797. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь хорошую специальную ориентировку, практический ум, быть общительным, овладеть нравственной и правовой культурой, уметь все делать для себя и прийти на помощь окружающим, а также быть способным к творчеству в той сфере, которую он изберет для своей профессиональной деятельности. Ему важно помочь выработать ясно осознанную цель в жизни, не потеряв своей индивидуальности, то есть успешно социализироваться . Эти функции может реализовать служба постинтернатного сопровождения, которая может работать по следующим направлениям:

Взаимодействие с образовательными учреждениями, в которых выпускники получат профессиональное образование. Знакомство с условиями данных образовательных учреждений (выезд в образовательное учреждение, посещение дней открытых дверей), педагогическое сопровождение выпускников при поступлении, осуществление взаимосвязи сотрудников детского дома с сотрудниками образовательных учреждений по вопросам адаптации в новом образовательном учреждении, обучения выпускников, решении проблемных вопросов;

Взаимодействие с органами опеки и попечительства по решению жилищного вопроса. Своевременное оформление необходимых документов, контроль за очередностью предоставления жилья выпускникам детских домов;

Взаимодействие с центрами занятости населения по решению вопросов трудоустройства. Изучение рынка труда, знакомство выпускников с актуальными профессиями, рабочими местами на предприятиях и в учреждениях, оказание помощи в дальнейшем трудоустройстве;

Взаимодействие с судебными и правоохранительными органами; связь с исправительно-трудовыми учреждениями, работа с осужденными; профилактическая работа;

Систематическая социальная и психологическая поддержка семей выпускников; работа психологов и педагогов с детьми выпускников; помощь в решении бытовых и медицинских проблем .

Таким образом, организация постинтернатного сопровождения на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации.

1. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Сапожникова Т. Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: метод. пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - С. 6.

2. Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. - М.: Генезис, 2007. - С. 7-8.

3. Воспитание и развитие детей в детском доме: хрестоматия / ред.-сост. Н. П. Иванова. - М.: АПО, 1996. - С. 31-32.

4. Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Указ. соч. - С. 9.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Сапожникова Т. Н. Указ. соч. - С. 6-7.

6. Модели постинтернатного сопровождения выпускников // «Детский дом». 2008 - № 28. - С. 9. -URL: www. journaldetskidom. ru .

7. Дорохова Т. С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье // Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга: материалы XVII городских педагогических чтений / под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. А. Лопатюк. - Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011. - С. 77.

8. Дорохова Т. С. Благотворительность и социальный инфантилизм // Мир образования и образование в мире. - 2007. - № 4. - С. 239-245.

научно-методический электронный журнал ART 14797 УДК 37.013.42

Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 25. - ART 14797. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Дорохова Т. С. [и др.] История социальной педагогики: учеб. / под ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013.

Дорохова Т. С. Указ. соч.

Воспитание и развитие детей в детском доме.

Рожков М. И., Байбородова Л. В., Сапожникова Т. Н. Указ. соч. - С. 37-38.

Колегова О. А., Бершауэр Л. Ф., Фрисс Н. В. Программа по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников «ДОРОГА ЖИЗНИ». - Сухой Лог, 2012. - URL: www. dom-deti.slog.su - свободный (дата обращения: 30.06.2014).

Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Указ. соч. - С. 17-18.

Там же. - С. 10.

Воспитание и развитие детей в детском доме. - С. 90.

Там же. - 91.

graduate student of the Institute of Social Education of Federal state educational institution of higher professional education “Ural State Pedagogical University”,

[email protected]

Problem of post-residental support of graduates of orphanage Abstract. This article discusses the problem of post-residental support of graduates of orphanage. Analysis of scientific literature on the organization of residental support of graduates showed that today it is one of the most urgent problems of training of orphans and children left without parental care to the successful socialization. This article provides a brief description of psycho-pedagogical features of graduates of orphans in order to identify effective ways of their postinternatnoj support. The emphasis is on the inter-agency approach as one of the conditions of post-residental support of graduates.

Key words: post-residental support, adaptation, socialization, integration, orphans, subjects of residental support.

Дегтеревым В. А., доктором педагогических наук, профессором, деканом факультета международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники интернатных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ не содержат норм, устанавливающих и регулирующих механизм сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, правовое регулирование института постинтернатного сопровождения на федеральном уровне отсутствует.

Основа постинтернатного сопровождения выпускников заключается, в том числе в межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов юстиции.

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия позволит обеспечить создание условий для действенной работы с выпускниками по защите их прав, социализации и адаптации.

В различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы психолого-педагогического и социального сопровождения, но, как правило, успех которых зависит от заинтересованности администрации учреждения или отдельных воспитателей.

Предлагаю ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» разработать региональную программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот, направленную на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Начать с личного знакомства с каждым.

С целью поддержки выпускника в процессе жизнеустройства на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы 3 социальные гостиницы.

Содействие в социализации и адаптации выпускников интернатных учреждений и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в формировании и развитии навыков, необходимых для их самостоятельного проживания, оказывают учреждения социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в Тульской области функционирует 12 детских социозащитных учреждений.

Сотрудники учреждений оказывают помощь указанной категории граждан в решении жилищных вопросов и проблем адаптации в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при устройстве на работу, в предоставлении мер социальной поддержки, а также восстановлении семейных отношений с родными. За истекший период 2017 года различные социальные услуги получили 502 человека.

В Тульской области в 2016 г. стартовал и реализуется в настоящее время проект «Наставничество», целью которого является поддержка детей в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов) через механизмы индивидуальной социальной адаптации детей силами волонтеров, профессиональных психологов и социальных работников.

В 2017 году в проекте «Наставничество», реализуемого Межрегиональной общественной организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» совместно с ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» при поддержке правительства Тульской области и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив», приняли участие 15 воспитанников ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования», ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Кроме того, в 2017 году начал свою реализацию проект «Наставничество» Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. Фонд помогает сиротским учреждениям Тульской области уже более 6 лет, а в 2018 годе в формате проекта «Наставничество». По результатам прошлого года наставниками для детей стали 7 человек. Охваченные учреждения: ГОУ Барсуковская школа-интернат, Головеньковский детский дом-интернат, ГУ ТО «Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

К каждому наставнику прикрепляется один ребенок, встречи с которым проходят регулярно - волонтеры приезжают в гости, проводят вместе с детьми свободное время, занимаются творчеством, делают уроки или совершают поездки. Кураторы и психологи оказывают непосредственную поддержку и сопровождение.

По мнению Уполномоченного, в рамках реализации указанного проекта, между детьми и наставниками будут выстроены доверительные отношения, что в конечном итоге позволит обеспечить несовершеннолетним полноценную поддержку, поверить в свои силы, ощутить уверенность в себе, ощутить желание быть счастливым и дарить добро своим близким.