Open
Close

Проблемы образования в поликультурном обществе. Состояние поликультурного воспитания. Основные проблемы и тенденции развития. «Актуальность поликультурного воспитания

Разделы: Общепедагогические технологии

Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.

Актуальность воспитания поликультурности объясняется, в первую очередь, тем, что социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Показатель прогрессивной общественной жизни – это разнообразие культур. Однако столкновение в процессе глобализации различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодействия и развития, но с другой стороны – может стать источником негативного конфликта между различными народами. Это связано с тем, что человеку легче общаться с людьми, которые разделяют его точку зрения, имеют схожие ценности и убеждения, культуру поведения. Но все же ему не всегда уютно среди тех, кто имеет другую культуру, иные взгляды и позиции. Степень данной некомфортности зависит от ситуации, в которой происходит “встреча” различных культур, от личных качеств человека, его изначальной оценки окружающей среды. Если культуры, ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантности, враждебности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Позитивное решение ситуации возможно, если культурные отличия рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия. Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной адекватно воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Поликультурное воспитание призвано подавлять межнациональные и межрасовые конфликты, распространение фашистских идей.

Необходимо отметить, что поликультурность, как качество личности, развивается с детских лет и на протяжении всей жизни под влиянием различных социальных институтов, общественных организаций, образовательных учреждений.

Поликультурное воспитание – это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия “толерантности”, “гуманизма”, “интернационализма”, развито чувство уважения к народам, нациям, расам и этносам.

Являясь учителем иностранных языков, мне как ни кому другому интересна тема поликультурного воспитания. У меня есть хорошая возможность реализовать его на своих уроках.

Иностранный язык является одним из главных средств воспитания поликультурности. Школьник, изучая иностранный язык, вместе с языком приобретает опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, происходит процесс социализации его личности. Это становится возможным благодаря природной открытости и восприимчивости ребенка ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его развитие. Если учесть, что приобретение опыта чаще всего происходит в монолигвальной (одноязычной) и монокультурной среде, в среде, в которой взаимодействуют субъекты – носители одной культуры, то ребенок усваивает “правила игры”, принятые только в определенном лингвосоциуме – сообществе носителей одного языка и одной культуры. Однако, как известно, современный мир ребенка многолик и многокрасочен с точки зрение как языков, так и культур. И поэтому незнание языков и особенностей чужих культур может привести к проблемам в общении с их носителями. Чтобы избежать этого и дать возможность детям адаптироваться к поликультурным условиям проживания в современном мире, детей следует приобщать к иностранным языкам и через язык – к миру иных культур. Общество и школа, включая программу обучения иностранным языкам, способствуют решению проблемы межэтнической интеграции народов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать изучение иностранных языков в контексте общелингвокультурного пространства страны.

Цель моей работы – адаптация к культурным традициям, сохранение этнической культуры и традиций, создание условий для взаимопроникновения, объединение людей разных национальностей во имя мира на земле.

Воспитательные задачи на уроках иностранного языка:

Воспитание толерантности, терпимости к культурным различиям, признание возможности отклонений от общепризнанных стандартов;

Понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки этнических различий, с которыми дети приходят в школу;

Уважение культурных различий меду представителями разных национальностей.

Сейчас в качестве основной цели в области изучения иностранного языка выдвигается многоязычие, владение иностранным языком каждым жителем. Иностранные языки определяют в настоящее время языковую политику страны. Наша страна имеет свою социально-экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык может быть приоритетным.

В нашем случае формирование поликультурной личности непосредственно на уроках иностранного языка ведется через решение определенных задач. Здесь ученик – творец, главное действующее лицо. Формирование поликультурной личности на уроках иностранного языка способствует использованию интерактивных методов обучения, развивающие умение и навыки говорения. Ведущее место на данных уроках занимает творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная работа, ролевые игры.

Полиязычие способствует формированию открытого человека, открытого миру, людям, добру и готового к деятельности на благо других людей. Учителя должны иметь знания о воспитании подрастающего поколения, о педагогике быта, семьи, рода, племени, народности и нации. Только тогда они смогут воспитать настоящую личность, которая обладала бы развитой культурой толерантности.

Поликультурное воспитание направлено прежде всего на сохранение и развитие всего многообразия культурных реалий, существующих в обществе, на передачу этого наследия молодому поколению. Поликультурность основывается на том, что человек – пересечение многих культур, а, значит, он может быть моно- или мультиидентичен.

В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания меду народами.

И именно учитель иностранного языка способен здесь внести свой вклад в формирование у детей толерантности, так как ребенок сталкивается на уроках иностранного языка с новой для него культурой, чуждыми ему идеями. Иностранный язык – инструмент, который должен обеспечивать беспрепятственную коммуникацию, обмен идеями.

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Поликультурное образование преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение» . В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором – о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем – о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей.

Рядом с обучением (образованием) и воспитанием всегда идет «развитие ». Поликультурное развитие включает способность обучающихся:

– осознавать себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;

– понимать, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;

– выявлять культурные сходства между представителями различных культурных групп, изучаемых языков с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами политических границ родной страны;

– определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах;

– инициировать и принимать активное участие в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.

Моделируя в учебных целях диалог культур , надо иметь в виду, что у каждого народа своя картина мира, что национальная специфика проявляется в наименовании реалий окружающей действительности, в способах их предикации, в речевом пикете. Благодаря диалогу культур ученик лучше осознает родную языковую культуру мира, глубже проникает в ее сущностные характеристики, и менталитет народа и обретает чувство национального достоинства и уважения к культурным ценностям иных народов.

Предпосылками возникновения поликультурного образования считают следующие факты и процессы:

– Современное общество характеризуется разнонаправленными сложно взаимодействующими процессами унификации и диверсификации, глобализации и поликультурализма. Эти процессы вызывают существенные изменения в системе образования как основном институте целенаправленной социализации молодого поколения. Одно из таких изменений – поликультурное образование, сущностью которого является сопряжение нескольких культурных традиций в содержании, методах и организационных формах образования, приводящее к признанию обучающимися явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, к присвоению ими образов культуры и человека как результатов творческого межкультурного взаимообогащения.

– Поликультурное образование первоначально возникло как отклик на запрос социальных групп этнических меньшинств в обеспечении гармоничного приобщения детей одновременно и к культуре группы большинства, и к собственным культурным традициям. Однако в последнее время признается продуктивность поликультурного образования для всех учащихся независимо от принадлежности к меньшинству или большинству – разные модели поликультурного образования становятся основой формирования общегражданской идентичности обучающихся и воспитанников во многих современных поликультурных обществах.

– В Российском многонациональном обществе наблюдается рост культурного многообразия, борьба разных социальных групп за право на признание, национально-культурное и религиозное возрождение. С одной стороны, в Российской Федерации проводится политика признания ценности все большего количества социальных групп и личностных свобод, разрабатываются программы по реадаптации соотечественников из-за рубежа и адаптации мигрантов, осуществляется борьба с дискриминацией и проявлениями фашиствующего национализма. С другой стороны, рост культурного многообразия порождает ксенофобию, стратификацию по религиозному или этноязыковому принципам, стремление «коренных» граждан дистанцироваться как от зарубежных трудовых иммигрантов, так и от внутренних мигрантов-граждан России из разных регионов.

– Система образования, призванная подготовить молодое поколение к продуктивной жизнедеятельности в ситуации роста культурного многообразия, ожидает от педагогической науки инновационных разработок, эффективных социальных инструментов, адекватных теорий. Одним из актуальных направлений становится разработка теории поликультурного образования в направлении концептуального и технологического обеспечения путей формирования у учащихся гармоничной многослойной идентичности, включающей этническую, региональную, гражданско-страновую, общечеловеческую. Актуализируется создание образовательных инструментов сопровождения учащихся к субъектной позиции по отношению к культурам определенных этносов, региональных сообществ, определенных государств, всего человечества. Важнейшими задачами поликультурного образования становятся не только развитие у учащихся уважения к культурной самобытности, но и формирование готовности и способности к межкультурному взаимодействию.

Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

Духовность консервативна не потому, что она не умеет приспособиться к текущему моменту, а потому что в духовности сублимирован исторический опыт человечности. «Если духовно развитый человек бескорыстно, искренне любит родителей, Отечество, почитает святыни, то такой консерватизм, выработанный духовной традицией предков все же вернее даже с прагматической точки зрения, чем недальновидный скепсис юных индивидуалистов, презирающих «предков» (родителей), готовых примерить к своей расхристанной душе любую религиозность, погибающих в конечном счете в наркотиках и сектах» (А.А. Корольков).

Примат чувственно-созерцательного начала, религиозно-философским символом которого выступает понятие сердцем, составляет суть русской души и накладывает неизгладимый отпечаток на русский народ. Русский народ – по мысли И.А. Ильина – это народ сердца, воспринимающий и понимающий мир, прежде всего, через призму чувственности и созерцательности. Русские носят в себе живое и впечатлительное сердце: симпатии и антипатии, «да» и «нет», радость и печаль, эйфория и депрессия, оптимизм и пессимизм занимают в их жизни почти всегда первое место. Чувственно-созерцательное строение души русского народа оставило глубокий неизгладимый след в русской культуре. Русская культура построена на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Яркой иллюстрацией подобной направленности души и культуры русского народа выступает иконопись и церковная живопись. Сердце и чувство господствуют над холодным и умозрительным рассудком. Родство подходов к рассмотрению явлений, чувственная основа выступают чертой единения духовных основ русских и русской культуры. Божественное открывается миру через слово, музыку, краски, в поведении, в его укладе жизни, в его отношении к близким, к Отечеству. Православие составляет ядро культурного самосознания русского народа, это духовная традиция нашей страны.

А.С. Арсеньев доказывает, что идеалы и ценности православия в России были «почвой» для развития отечественной эстетики и политического и духовного развития страны. Эту связь и зависимость можно проследить на уровне ценностей национальной культуры и образования. Целенаправленное воздействие произведений и явлений русской культуры на личность в рамках университета способствует ее целостному формированию, в единстве чувственного и рационального, эстетического и общекультурного.

Иерархия духовных основ цивилизации раскрыта в десяти заповедях, данных Богом пророку Моисею. Одной из основных добродетелей выступает связь поколений, зависимость земного благоденствия устанавливается от того, насколько он чтит предков: чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, да благолетен ты будешь на земле. Память поколений – такая же важная задача, как и освоение нового. Сегодня актуальны слова С.Н. Булгакова, что: «Родина есть священная тайна каждого человека, как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину и с материю-землею, и со всем Божьим творением». Воспитание любви к родному ландшафту, развитие способностей созерцать красоту родной земли, овладение поэтической формой родного языка, позволяющего на эту красоту отозваться, «воспеть песнь Родине» – это тот компонент воспитания личности, который практически никогда не утрачивался в нашей педагогической традиции, хотя в советское время самостоятельно не рассматривался (М.В. Захарченко, 1999). В традиции русской национальной культуры проникновение в красоту родной земли, способность отозваться на нее словом, песней, расценивается как начало пробуждения духовной силы человека, как акт высокого значения. Духовность выступает основной чертой, показателем и мировоззренческим смысловым ориентиром. Таким образом, анализируемые личностные качества русских (противоречивость; трудолюбие с опорой на смекалку, изобретательность, чуткость к красоте; стремление к языковой точности, выразительности с богатством оттенков; творческая направленность и пассионарность; душевность, духовность в единстве веры; «любовь сердцем» как выражение примата чувственносозерцательного начала выступают содержанием мировоззренческой стадии этнокультурного развития личности и средством формирования основ ее ментальности.

Именно посредством традиционной национальной культуры поддерживаются основы менталитета в процессе образования, как категории духовной (Г.Д. Гачев, Б.С. Гершунский, П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, Ю.Н. Караулов, Д.С. Лихачев, М.К. Мамардашвили). Менталитет характеризует те глубинные, «корневые», духовнонравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения, несопоставимые с рукотворными материалами и политическими акциями. Они выступают созидательными силами поведения человека и общества в историческом измерении. Складываясь исторически, индивидуальный и общественный менталитет является производным от культуры народа, его религии, уклада жизни, философских идей и образования и представляет собой совокупность символов, формирующихся в рамках каждой данной историко-культурной эпохи и этноса. Эта совокупность символов закрепляется в сознании людей в процессе общения с себе подобными, то есть путем повторения. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в повседневной жизни объяснением, способом выражения знаний о мире и человеке в нем.

Менталитет, как специфическая характеристика людей раскрывается через: систему взглядов и оценок, норм умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях; язык; доминирующие в данной группе мотивы; иерархию ценностей, которые проявляются в убеждениях, идеалах и интересах. Все это позволяет выявить социальные установки, обеспечивающие готовность действовать определенным образом. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении людей, представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения и принятия решения, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив; господстве каких-либо чувств и т.п.

Связь менталитета и образования двойственна. С одной стороны, характер образовательной деятельности в социуме зависит от ментальных приоритетов, с другой – сами эти приоритеты зависят от образовательных потенций общества, его стремления к воспроизводству культурных традиций.

Менталитет социума, как явление духовное, находит свое материальное выражение в культуре. Основу ментальности, ее ядро составляет самоидентификация – осознание личностью своей тождественности с социальной группой, нацией, этносом, одним из инструментов социализации этой личности, посредством которого приобретаются или усваиваются ценности культуры определенного общества. Пласты культуры многообразны и чрезвычайно важно выделить те сферы, которые выступают источниками менталитета и указать возможности его формирования. Культура – целостная среда, «это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» (Д.С. Лихачев,1994).

История, религия, философия, наука, искусство и образование, при всей своей нерядоположенности, составляют идейную основу культуры. Именно эти сферы позволяют сфокусировать внимание на двух направлениях изучения менталитета. Одно – изучение сущего, а другое – изучение должного. «История, религия, философия, наука (и в значительной мере – их естественный симбиоз, синтез) создают своеобразное познавательное поле для изучения сущего, тех глубинных оснований и мировоззренческих идей, которые предопределяют содержание соответствующей ментальности. Что касается искусства и, в еще большей мере, образования, то эти сферы отличаются достаточно четко выраженной нормативностью и позволяют судить о том, почему и как формировалась … ментальность социума, каким путем, с помощью каких технологий содержательные основы ментальности переходят в соответствующие параметры мировоззрения и ожидаемого поведения людей» (Б.С. Гершунский, 1998, 134).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое национальный характер? Напишите эссе по наиболее значимым признакам и чертам национального характера русских (или другого народа по выбору студентов).

2. Что такое этнос? Определите соотношение понятий: народ, народность, нация, этнос.

3. Что такое идентичность и идентификация? Определите основные признаки статуса идентичности личности.

4. Выделите основные признаки менталитета.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. – М., 1994.

2. Гершунский Б.С. Философия образование для ХХ1 века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

3. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Русская книга, 1994. Собр. соч. В 10 т., – Т.3. – 592 с.

4. Концепция национальной образовательной политики РФ // Российское образование. Информационно-образовательный журнал. – 2007. – № 1. – С. 49 – 59.

5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.

6. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. – 1994, – № 8.

7. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. – М., 1997. – 141 с.

8. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

9. Русские (Этносоциологические очерки)/ Под ред. Ю.В. Арутюнян. – М.: Наука, 1992. – 464 с.

10. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М., 1991.

11. Сухарев А.В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России / Психологический журнал, – 2005, Т.26, – № 2, – С. 91 – 101.

12. Трофимов В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. – 159 с.

Тема 4: Образование в поликультурном обществе

План:

1. Факторы усиления значимости проблемы образования в поликультурном обществе.

2. Феноменология понимания образования в полиэтничном обществе

3. Генезис становления и практической реализации поликультурного образования

4. Принципы поликультурного образования

5. Концепции поликультурного образования

6. Проблемы образования в поликультурном обществе

1 . Проблемы образования и воспитания ребенка в полиэтнической среде актуальны сегодня во всем мире. В первую очередь это связано с ростом значимости этнической идентичности в условиях интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. Все более частое обращение как групп этнических меньшинств, так и групп большинства к «корням» своей этнической культуры не могло не сказаться на переосмыслении задач ведущих институтов социализации ребенка – семьи и школы.

Не менее важным фактором развития различных моделей образования в полиэтнической среде является обострение межэтнической напряженности , характерное сегодня для самых различных регионов Запада и Востока, Севера и Юга и закономерно вызвавшее к жизни попытки ее если не преодоления, то хотя бы профилактики на уровне образовательных институтов.

И, наконец, процессы миграции: не случайно исторически именно страны с крайне высоким сальдо миграции – США, Канада, ФРГ – оказались у истоков становления тех или иных образовательных программ данного направления.

Отечественная система образования в последнее десятилетие столкнулась с проблемой интенсивно расширяющейся миграции населения. Этот процесс был инициирован распадом СССР и возникновением сложных социально-экономических проблем на территориях бывших советских республик, повлекших за собой миграции русского населения на постоянное место жительства в Россию, миграции других народов в Россию на постоянное и временное место жительства.

Прогнозы, сделанные учеными-демографами показывают, что Россия в плане демографических изменений в ближайшие 15 – 20 лет может пойти по двум путям развития – экстраполяционному и стабилизационному. Выбор экстраполяционого варианта приведет к сокращению численности граждан страны примерно на 20 млн. человек (к 2025 году в этом случае численность населения сократится со 145 млн. человек до 125 млн.). Если государство изберет политику активного привлечения мигрантов с целью компенсации убыли населения, тем самым, реализуя стабилизационный вариант, то будет необходим въезд в страну на постоянное место жительства до 1 млн. человек в год. В этом случае во второй половине XXI века мигранты и их потомки могут превысить половину населения России. Ученыедемографы активно обращают внимание политиков, руководителей государства, общественности на проблему разработки миграционной политики, т.к. именно продуктивно реализуемая миграционная стратегия приведет к пополнению трудовых резервов и выводу России из экономического кризиса. Перспективная миграционная политика России – это, прежде всего, иммиграционная политика, т.е. въезд переселенцев в Россию из других стран (Ж.А. Зайончковская).

Прогнозы развития страны в контексте расширяю-щихся миграционных процессов, актуализируют проблемы поиска научно-обоснованных путей интеграции мигрантов в новые социокультурные условия средствами образования, что проявляется в необходимости разработки современных моделей обучения детеймигрантов, учитывающих различные культурные особенности школьников и уровни их готовности к обучению, а также в разработке подходов к обновлению педагогического образования в контексте развития идей поликультуности. Возникает объективная потребность в разработке современных подходов, моделей, сценариев подготовки отечественных педагогов к профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности – в ситуации возникновения непрогнозируемых проблем, связанных с развитием миграционных процессов.

На этапе активного поиска путей развития системы педагогического образования, возникает стремление к тщательному изучению и разумному заимствованию накопленного передового опыта, доказавшего свою эффективность в конкретной стране. Обращение к изучению международного опыта подготовки педагогов к решению новых проблем дает возможность не только расширить представления о мировом педагогическом процессе, проследить основные тенденции развития образовательных систем, но и провести его объективный анализ с целью эффективной реализации полученных результатов в условиях российской системы педагогического образования.

Одной из сложных проблем современного российского образования становится подготовка учителя, способного эффективно работать с детьми-мигрантами.

Поскольку рассматриваемая проблема для России является чрезвычайно молодой, то целесообразно обращение к опыту тех стран, в которых миграционные процессы развиваются давно и системы подготовки педагогов адаптированы к решению данных проблем.

В современном обществе значительное влияние на социальную сферу и, как следствие на систему образования, оказывают миграционные процессы, усиливающиеся с каждым годом. Анализ литературы по проблемам развития поликультурного образования позволил утверждать, что в поликультурном обществе на систему школьного образования и, как следствие на систему педагогического образования оказывают влияние две группы факторов – факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы, обусловливающие системные изменения педагогического образования в условиях развития миграционных процессов:

А) Факторы прямого влияния:

a. глобализация , усиливающая миграционные процессы в обществе в целом и образовании в частности; оказывающая влияние на развитие системы образования, становление и развитие концепций поликультурного общества.

b. образовательная политика развитых государств, отражающая идеи поликультурного образования, определяющая необходимость удовлетворения культурно-языковых и образовательных запросов населения средствами образования.

c. полиэтнический состав современных государств и социально-демографическое состояние титульных этносов, оказывающие влияние на развитие концепций культуры в поликультурном обществе.

Б) Факторы косвенного влияния:

развитие концепций культуры , оказывающих влияние на понимание смысла образования в обществе, проявляющихся в выборе стратегии построения общего образования в поликультурном обществе с языково-, культурно– и духовно-различным полиэтническим составом учащихся и определяющих общие задачи школы в поликультурном государстве

развитие педагогической науки в области исследования проблем интеграции мигрантов в социокультурную среду страны проживания средствами образования, не ограничиваемое специальной методикой преподавания тех или иных предметов или этнопедагогикой, а создающее методологическую основу для решения целостного комплекса образовательных и интегративных этноязыковых и этнокультурных педагогических проблем.

Развитие общества в начале XXI века характеризуется усиливающимся влиянием миграционных процессов на развитие систем образования, становление и развитие концепций поликультурного образования. Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это обусловлено тем, что миграция, являющаяся следствием глобальных изменений, сама стимулирует дальнейшие изменения, как в обществах, принимающих мигрантов, так и в обществах, служащих источником миграций.

Миграция населения (от лат. migratio– переселение) – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Термин «миграция населения» синонимичен термину «механическое движение населения».

Вероятно в силу многоплановости понятия ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет однозначного определения миграции. В экономической, экономико-географической литературе существует широкое и узкое толкование понятия миграции населения. В широком смысле под миграцией понимают совокупность всех перемещений людей в пространстве, включая и маятниковую миграцию – ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно, посещение торговых предприятий, учреждений культурно-бытовой сферы, рекреационных зон, командировки и т.д. В узком смысле слова миграция – перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства. Однако, следует отметить, что все формы (виды) перемещений людей, не связанные с переменой постоянного места жительства, не являются миграцией.

Наряду с понятием «миграция» используются термины «эмиграция» и «иммиграция», отличающиеся по смыслу друг от друга. Эмиграция (от лат. emigro – выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную. Иммиграция (от лат. immigro – вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства. К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения.

В настоящее время миграция достигла исторически уникального уровня, формируя особую модель глобализации, включающую в себя относительно свободное перемещение людей, денег и товаров. Среди причин миграции традиционно доминируют демографические и экономические причины.

Воронежская область стала одним из регионов массового притяжения мигрантов из разных республик бывшего Советского Союза. Воронежская область занимает 4 место в Центральном Федеральном округе по проектируемым темпам прироста населения за счет мигрантов (после Москвы, Московской и Белгородской областей) и 7 место по России в целом (после Москвы, Московской и Белгородской областей, Краснодарского края, Ленинградской области и Санкт-Петербурга). Сегодня в области самая многочисленная группа мигрантов представлена выходцами из Украины – 32, 8 %, на втором месте – представители Грузии – 12,9 % и Азербайджана – 12,8 %, далее следуют мигранты из Белоруссии – 8% и Армении – 6,8 %. Следует отметить, что среди прибывших мигрантов из Армении, Азербайджана и Грузии большая часть – представители титульной нации, т.е. носители иной культуры, языка, быта. Таким образом, развитие миграционных процессов на территории Воронежской области, привело к изменению ее структуры из мононациональной в полиэтническую.

Иммиграция в таких масштабах неизбежно порождает массу проблем, главная из которых – расселение приехавших и обеспечение их рабочими местами, и, конечно же, образование молодого поколения. В исследовании показано, что интеграция мигрантов в условия нового социума происходит в рамках одной из трех моделей (А.В. Дмитриев):

изоляционистская, или национальная , модель по отношению к мигрантам предполагает приоритет граждан титульного населения, а иммигранты должны пользоваться ограниченными социальными правами, т.е. опираться на права граждан по происхождению. При такой ситуации все мигранты постоянно остаются аутсайдерами.

республиканская модель более демократичная по отношению к различным этническим общностям, конфессиям. Натурализация происходит по принципу права по месту рождения.

мультикультурная модель предполагает двойное гражданство. Причем натурализация осуществляется быстро и просто, нет необходимости культурной ассимиляции.

В последние годы предпринимаются попытки разработать единую общеевропейскую модель интеграции иммигрантов. В частности, по отношению к населению стран – членов ЕС принимается мультикультурная модель.

Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; педагогические, религиозные.

Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате наблюдается общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания. Негативная позиция родителей-переселенцев стимулирует неуважительное отношение детей к учителям , атмосферу вседозволенности и безнаказанности. Уровень общей образовательной подготовки детей переселенцев невысок , поэтому они сразу же оказываются в группе отстающих нарушителей дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чрезвычайно серьезной оказывается проблема неприятия, изоляции школьников – мигрантов. Ребенок – мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации и маргинализации. Еще одна педагогическая проблема – это проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов . Если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами. В силу возрастных, социальных и психологических особенностей, критичности данного возрастного периода подростки – мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я – концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь. Подростки-мигранты – это особая социальная и возрастная категория населения, которая нуждается в специальных условиях адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности.

Необходимость решения этих и других педагогических проблем детей-мигрантов, оказание им профессиональной помощи в адаптации к новым условиям жизни средствами образования требует иной подготовки педагога к этой деятельности, обращения к продуктивному зарубежному опыту. Поэтому далее в исследовании представлена методология сравнительного исследования.

Россия сегодня совмещает все вышеперечисленные факторы. После длительного периода «пролетарского интернационализма» маятник общественного сознания закономерно качнулся в противоположную сторону – возрождение патриотической идеи отмечается и отечественными и зарубежными авторами. Результаты многих исследований показали, что в бывшем Советском Союзе одними из самых притягательных ценностей для людей разных поколений являются национальная культура и солидарность со своей этнической общностью.

Ситуация дополняется объективной полиэтничностью Российской Федерации с ее 89 субъектами, которые объединяют более ста двадцати различных этносов. Сама жизнь в поликультурном обществе даже в благоприятных ее проявлениях приводит к межгрупповой напряженности в широком смысле слова. Напряженность может выражаться не только в форме конфликтных действий , но и в скрытой, тлеющей форме, когда общение с представителями других культур воспринимается как источник конфликтов.

Тогда этническим конфликтом можно рассматривать и ситуацию в школе, где учащиеся разных национальностей редко вступают в межэтнические контакты, не имеют друзей среди инокультурных соучеников и проявляют безразличное или агрессивное отношение к ним, а этнический фактор становится чрезмерно выпуклым и приобретает особое значение как признак идентичности индивидов. Данные социологического опроса, проведенного Центром социологии образования РАО, свидетельствуют о высокой степени распространенности конфликтов на национальной почве среди российских подростков. Так, в той или иной степени в подобных конфликтах в течение года принимает участие почти каждый четвертый из опрошенных московских подростков. А склонны к проявлению открытых форм интолерантного поведения в области межэтнических отношений около 10 % школьников (данные 2003).

Наконец, ситуация политической и экономической нестабильности, обострение межэтнической напряженности, вооруженные конфликты на постсоветском пространстве усиливают миграционные потоки1
Согласно демографическим данным 90-х гг. XX века, Россия занимает третье место в мире среди стран, принимающих миграционные потоки

Что ставит для системы среднего образования особую задачу – обучения и воспитания детей мигрантов.

Представляется, что даже столь кратко перечисленные обстоятельства задают необходимость разработки новых образовательных подходов с учетом полиэтничности социальной среды, в которой сегодня социализируется детское население России.

Интересны подходы решения проблемы полиэтничности в Западной Европе. Поликультурное воспитание находится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявление подобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств как к доминирующим этническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и «культурного геноцида» этнических меньшинств.

Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективных направлений:

Адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;

Направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;

Отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;

Сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;

Предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.

Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Показателен в связи с этим обмен мнениями на XVIII конференции ЕОСП (июль 1998 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обучения этнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, француз Ф. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы. Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть – и не только во Франции.

Поликультурное воспитание является официальным курсом Европейского cоюза. Международные организации Западной Европы приняли пакет документов, инициирующих поликультурное воспитание.


Решения Совета Европы, касающиеся поликультурного воспитания (Тарроу Н. )


Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Это вызвано несколькими обстоятельствами: вопервых, значительная часть иммигрантов прибывает из других европейских стран (включая Турцию); вовторых, поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем же субъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упор на воспитании взаимопонимания европейцев.


Суздалева Елена Юрьевна (Suzdaleva Elena Yurievna)

Магистрант , Тихоокеанского государственного университета,РФ,г.Хабаровск

Факультет начального, дошкольного и дефектологического образования

Кафедра педагогики

Master student, Pacific National University, Russian Federation, Khabarovsk

Faculty of primary, preschool and defe c tologic al education

Department of pedagogy

THE RELEVANCE OF MULTICULTURAL EDUCATION OF CHILDREN OF ELEMENTARY SCHOOL AGE.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты предпосылки и развитие поликультурного воспитания, в общем, и узконаправленном смысле в аспекте педагогической науки. Дана динамичная тенденция становления и развития поликультурного воспитания в науке педагогика при воспитании детей младшего школьного возраста. Раскрыта актуальность проблемы с позиции ученых исследователей и собственной авторской к вопросу, с какой целью, и какие задачи решает поликультурное воспитание детей в начальных классах. Так

же освещены нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождающих дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

ABSTRACT

The article describes the background and development of multicultural education, in general, and a narrowly focused sense in the aspect of educational science. Given the dynamic trend of the formation and development of multicultural education in science, pedagogy in the education of children of younger schoolchildren of age. Revealed the relevance of the problem from the position of researchers and its own author to the question, for what purpose, and what tasks the multicultural education of children in primary school solves.It also highlights the growing social and cultural problems of modern society and the evidence of the facts generating an imbalance of the public, as well as people, designed and declaring universal values.

Ключевые слова : педагогика, начальная школа, воспитание, младший школьный возраст, поликультурное воспитание, личность, поликультурные качества.

Keywords: pedagogy, elementary school, education, primary school age, multicultural education, personality, multicultural qualities, elementary school.

В современных условиях эволюции и развитии российского общества и социума, глобализация проблем роста агрессии и насилия, утраты нравственности, моральных и этических ценностей, «шагающего» террора, межнациональных конфликтов и преступности вызывает активный дискурс и резонанс ученых исследователей науки педагогики, социологии, психологии и других значимых наук. Нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождает дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

Сегодня существование разных народов и культур становится сложным аспектом к вопросу их становления и развития в условиях современности, и российское общество не исключение, а наоборот, достаточно яркий представитель этой проблемы. В современных условиях российского образования происходит явное переосмысление целей и задач образования в рамках новой компетентностной парадигмы, которая заключается в нехватке и потребности нашего общества в воспитании поликультурной личности. Восполнение этой потребности носит актуальный характер. И как следствие, дает предпосылки для возможной нейтрализации выше обозначенных проблем при помощи воспитания поликультуной личности. И чтобы явное переосмысление дало свои «плоды» необходима эффективная реализация целей и задач компетентностной парадигмы в условиях начальной общеобразовательной школы. Дестабилизация социальных и культурных процессов, острых проблем этнического характера задает новые ориентиры и ставит в приоритет российского образования воспитания только поликультурной личности.

Анализируя российского законодательство и руководствуясь действующим Законом «Об образовании в Российской Федерации» видим, что статья 14 «Язык образования» прямо указывает на то, что получение образования в России – это гарант получения образования на государственном языке РФ при этом учитывая всевозможные особенности и возможности всей системы образования. Что вся образовательная деятельность осуществляется только на государственном языке и на основании государственных стандартов РФ. Ранее ст. 14 Закон «Об образовании» содержала «Общие требования к содержанию образования», где четко было прописано о том, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру ». Следовательно, оперируя законодательством, является возможным утверждать, что произошли изменения в толковании статьи 14 и нормативно-правовое обеспечение сегодня уже не содержит данного рода законодательной формулировки.

Поликультурная педагогика сегодня – это относительно юная отрасль научного знания, которая притягивает внимание не только специалистов, но и интеллектуальное большинство общественности, так как она является достаточно естественной педагогической реакцией на такие насущные проблемы, как глобализация в нынешнем мире, межличностные, межгрупповые, межэтнические разногласия, разнохарактерные дискриминационные проявления, классовые, политические и конфликты на почве вероисповедания, которые были представлены нами ранее. Прогресс этого течения современной педагогической науки и практики вызван самой сущностью процессов демократизации и персонификации социальной жизни, устремлением образовать общество, в котором взращиваются учтивое отношение к личности, протекция достоинства и прав всякого человека.

Проблемы поликультурного воспитания в 21 веке занимают ключевое и значимое место в научном наследии знаменитых ученых деятелей: изучение и исследования научно-теоретических основ поликультурного образования и воспитания широко раскрыты в работах А. Аракелян, В. Борисов, А. Гуренко, Н. Данилевский, А. Дмитриев, В. Ершов, и др.); научное обоснование специфики поликультурного воспитания школьников на основе личностно-ориентированного подхода было рассмотрено в научном труде В. Бойченко; Дж. Бэнкса, С. Беннет, Л. Веденин, А. Джуринского и другие данный термин и его особенности рассматривали, как воспитание социальных, коммуникативных и эмпатических умений учащихся, где каждый автор попытался выделить собственную точку зрения к целями, задачам, особенностям, методике и технике поликультурного воспитания в общем аспекте. Ученые Ш. Амонашвили, Л. Божович, И. Каиров, Н. Миропольский, И. Подласый подошли конкретно к вопросам изучения и комплексного исследования поликультурного воспитания младших школьников в трудах, которые посвящены формированию и развитию полноценной поликультурной личности, которая непосредственно направлена на повышение образовательного и культурного уровня и приобретение учащимися умения общаться с представителями своей и других культур. Что в современных условиях играет важную роль, так как в нимание к поликультурному воспитанию обусловлено развитием международного сотрудничества, аугментации борьбы этнических и расовых меньшинств за их права в общинах с полиэтническим составом.

В настоящее время поликультурная педагогика может быть оценена как необходимый инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, благоприятствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. И если такой инструмент будет применен в младшем школьном возрасте в полном объеме к вопросу изучения и повторения, возможности применения на практике в разных педагогических условиях, то существует вероятность сохранить национальную оригинальность в воспитании российских детей, обучающихся в начальной школе. Ведь по своему предназначению поликультурное воспитание призвано поддерживать множество разных наций в условиях глобализации нынешнего мира, которое служит эффективным инструментом сохранения и развития этнических культур, через принятие их ценностей в практику воспитания и обучения, и как следствие решения насущных проблем педагогики.

М ладший школьный возраст – это время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем мире. В сегодняшних школах нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей . Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных как в России, так и в мире в целом.

Проблема поликультурного воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена благоприятностью этого возраста к воспитательным воздействиям, возможностью заложить в этот период времени морально-культурных основ личности ввиду активного формирования характера, первичных установок морали и ценностей, стереотипов и норм поведения, мышления и мировоззрения, которые будут прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре и этносу, способствовать становлению личности в целом.

Аналитический обзор научной и педагогической литературы, концепции и сложившейся практики воспитания поликультурной личности младшего школьника может привести по итогу к получению положительных результатов. В перспективе, развитие и совершенствование такой личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, которые в совокупности будут влиять на благосостояние общества и применение общечеловеческих ценностей.

Список используемых источников:

1 . Закон «Об образовании», (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ), СПС, КонсультантПлюс, дата обращения: 17.02.2019.

2 . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» СПС, КонсультантюПлюс, дата: обращения 15.02.2019.

3 . Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2007. - №4.

Образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции её включения в поликультурное образовательное пространство.Поликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнидеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовностик поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

В России система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция поликультурного образования разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

В условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.

Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.

Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями .В.М.Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой. М.И.Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов.

« Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.

Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям». Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп.

Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой.

Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.


Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.

Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве». Таким образом что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.

Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.

Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах.Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным.

Педагогический процесс в многонациональном ДОУ, несомненно, сохраняет все свои структурные компоненты. Его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развевающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.