Open
Close

О роли пазлов в раннем развитии ребенка. Роль пазлов в развитии ребенка Роль пазлов в развитии речи

Развитие ребенка базируется на обучении через игру. Играя, малыш легко и быстро запоминает огромное количество информации, совершенствуя таким образом память и воображение.

К числу игр, которые развивают многие способности крохи, относятся и детские пазлы . Это отличная игра-головоломка как для мальчиков, так и для девочек.

Собирая разрезанное на множество фрагментов изображение животного или персонажа из любимого мультфильма, они развивают множество навыков, которые им обязательно пригодятся в школе и во взрослой жизни.

Как именно эта развивающая игрушка влияет на ребенка, Вам расскажет сайт.

Детские пазлы способствуют развитию внимания и памяти

В возрасте 6-12 месяцев малыш активно исследует окружающую среду посредством зрения, слуха и осязания.

Несмотря на то, что он еще не может самостоятельно собирать детские пазлы , он с огромным удовольствием наблюдает, как это делают родители.

Таким образом, у него развивается внимание. А наблюдая за яркими элементами развивающей игры, ребенок изучает и запоминает цвета.

Когда малыш подрастет и сам сможет собирать пазлы , во время игры в его голове будет удерживаться образ картинки, которую нужно составить. Все это тренирует память.

Развивают логику и пространственную ориентацию

В возрасте от 1 до 1,5 года малыши становятся уже более самостоятельными. Поэтому в этот период они способны собирать детские пазлы своими руками.

Поначалу предложите своему крохе собрать самую простую картинку, состоящую из 2-3 больших фрагментов.

Если Вы дадите своему малышу пазл с множеством мелких деталей, он может случайно проглотить одну из них.

Играя, ребенок знакомится с разными частями одного изображения. И помогая ему их сложить правильно, Вы тем самым способствуете развитию у него пространственной ориентации и логического мышления.

Развивают мелкую моторику и координацию движений

В возрасте от 1,5 до 3 лет у детей активно развивается тонкая моторика пальцев и рук. Поэтому детский пазл придется кстати.

Эта игра состоит из нескольких частей, а значит для того, чтобы их собрать в единое целое, необходимо ими управляться. А это, в свою очередь, развивает моторику пальцев и рук.

При собирании пазла движения рук ребенка становятся точными и осмысленными. Когда малыш пойдет в школу, это поможет ему быстрее научиться писать. К тому же, проблем с почерком и речью не будет.

Кстати, помимо бумажной или картонной головоломки Вы можете предложить своему чаду деревянные доски-вкладыши. Собирая такой пазл, малыш освоит понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Но количество фрагментов такой игры не должно превышать 24.

Формируют и развивают образное мышление и фантазию

В возрасте от 3 до 6 лет дети становятся изобретателями. В этот период они активно создают различные фигуры.

Даже если перед глазами нет образца пазла, они изобретают что-то свое, причем без помощи взрослых. При этом игра развивает их логику, а также формирует образное мышление и воображение.

Чтобы собрать из фрагментов картинку, нужно найти подходящие элементы. Для этого малыш представляет их в голове.

А для того, чтобы визуально представить целую картинку, он подключает свою богатую фантазию. В таком возрасте оптимальным количеством деталей детского пазла является не более 50.

Тренирует способность видеть задачу многогранно

Для того, чтобы правильно собрать детский пазл , необходимо брать во внимание такие факторы, как форма фрагмента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных элементов и конечный результат игры.

Все это способствует тому, что малыш видит задачу с разных сторон. А ведь многогранное видение того или иного задания - качество, которое непременно пригодится в будущем.

Так, при решении определенной задачи, ребенок сможет выбирать стратегию ее решения, а не концентрироваться исключительно на одном варианте.


Детские пазлы развивают коммуникативные навыки

В возрасте от 6 до 10 лет собрать игру-головоломку со сложными элементами одному участнику порой бывает не под силу. Поэтому к игре присоединяются и другие участники.

Это могут быть друзья или родственники. Совместное решение одной задачи делает ребенка более коммуникабельным, особенно если он замкнутый в себе, стеснительный и не общительный.

Детские психологи утверждают следующее: если родители собирают пазлы вместе с малышом, между ними и крохой выстраиваются тесные семейные отношения.

Совместно собирая один пазл, ребенок учиться работать в команде, помогать другим и добиваться поставленной цели, невзирая на трудности.

Все эти навыки понадобятся в будущем, в личной и профессиональной сфере жизни.

И это далеко не все, на что способны детские пазлы . Такая мозаика делает ребенка усидчивым, терпеливым, самостоятельным и аккуратным.

К тому же, она развивает математическое мышление, если у малыша есть задатки к математике, а также открывает в ребенке творческие способности.

Вы вполне можете устроить со своим чадом совместные семейные вечера, где вместе с ним будете собирать занимательную картинку, развивая таким способом интеллектуальные и физические способности своего малыша.

Такая игра наверняка принесет огромное удовольствие и Вашему чаду, и Вам.

Вам может быть интересно: Упражнения для пресса в нашем видео.

Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям освоить навыки владения диалогом, ввести усвоенный материал в разворачивание сюжетно-ролевой игры, воспитывает культурно-этические нормы поведения и общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

Разработала учитель-логопед высшей квалификационной категории

Булычева Елена Сергеевна

НДОУ «Детский сад №30 ОАО «РЖД» г. Калининград. Идея Минской Е. Р. г. Воркута

«Языковые особенности диалога: краткость, реплицированность, быстрота действия, постоянная смена ролей, возможность недосказывания» Якубинский Л.П.

Высокий уровень речевого общения является основным условием успешности и адаптации человека в любой среде. Развитие коммуникативных умений, овладение родным языком и освоение выразительных средств общения наиболее интенсивно протекает в дошкольном возрасте. Однако само общение не даётся человеку от рождения. В.А. Сохин в своих исследованиях доказывает, что процесс коммуникации осваивается так же, как и любой другой вид деятельности.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются две основные сферы общения дошкольника - с взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения с взрос лым ребенок переносит в свои взаи моотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в подаче своей личности, потребность во внимании сверстника. Уже в детском возрасте начинает возникать желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в приобретении навыков общения. Это особо касается детей с общим недоразвитием речи. Из-за отставания в усвоении родного языка: его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава, из-за несформированности психических процессов – у детей возникают проблемы овладения диалогической и монологической формой речи.

Диалог детей обычно бывает кратким, малосодержательным. Ребёнку не хватает терпения выслушать собеседника, контролировать себя во время высказывания, вовремя ухватить мысль собеседника, сформулировать в ответ собственное суждение, поддержать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью употребления языковых форм. Поэтому для развития диалогового общения в условиях специальной группы детского сада для детей с ОНР используются различные формы и методы:

  1. регламентированная форма в виде:
  1. занятий,
  2. беседы,
  3. чтения художественных произведений,
  4. словесных поручений,
  1. нерегламентированная форма в виде:
  1. сюжетно-ролевых
  2. словесно-дидактических
  3. подвижных
  4. игр-инсценировок и игр-драматизаций

Можно выделить несколько групп диалогичес ких умений, которым необходимо научить детей с нарушениями речи:

1. Собственно речевые умения:

  1. вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  2. поддерживать и завершать общение (учитывать усло вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника;
  3. проявлять инициативу в общении,
  4. переспрашивать;
  5. дока зывать свою точку зрения;
  6. выражать отношение к предме ту разговора,
  7. сравнивать, излагать свое мнение, приво дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
  8. высказываться логично, связно;
  9. говорить выразительно в нормальном темпе, пользо ваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, изви нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных дей ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво вать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное ис пользование мимики, жестов.

Эффективным методом развития диалогового общения выступают дидактические игры с парным взаимодействием и применением опорных схем. Одной из таких игр является составление словесных пазлов или «расчёсок» (так их называют дети по внешнему сходству, а взрослые не возражают, так как овладение этой игрой «расчёсывает» запутанность мысли и оформления диалога). Усвоенные диалоги в дальнейшем дети используют в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Ведь темы, используемые в играх, направлены на освоение практических категорий. Они могут быть примерно такими: «Разговор по телефону» (дедушка – внук о даче), «Покупка кошки», «Разговор в магазине», «Покупка пальто», «Скоро Новый год», «Мы – попутчики», «Ты - проводник, я – пассажир», «Покупка билета» и т.д.

  1. «Я говорю – ты молчишь! Ты говоришь – я молчу!»:
  1. Говорить по очереди!
  2. Сказанное не повторять!
  3. Употреблять «вежливые слова»!

Предварительная работа

  1. Знакомство со значками - символами.
  2. Предварительная беседа, возможна экскурсия, занятие по ознакомлению с окружающим, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.
  3. Объяснение понятия «диалог» (как смена высказываний двух или нескольких говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией).
  4. Тренировка выработки голосовых модуляций при произнесении разных типов предложений: повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных.
  5. Усвоение этических норм обращения людей друг к другу.

Наглядный материал

  1. КАРТОЧКИ для предварительной работы:

Приходите ещё! Пришёл. Заходи. Зашёл. Уходи. Ухожу. Ещё приходи. Возвращайся.

Рад! Хорошо! Отлично! Великолепно! Замечательно! Ура! Ух, ты!

Дзынь. Динь-динь.

Алло! Да! Слушаю Вас (тебя)! Здравствуйте! Привет! Рад слышать! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!

Здравствуй! Привет! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Приветствую тебя!

Нет! Ни за что! Я недоволен! Вы не правы! Думаю, что нет! Я рассержен. Нехорошо! Это меня сердит. Это мне неприятно.

Хорошо? Ладно? Договорились? Не возражаете? Так? Как ты думаешь? Для чего?

Зачем? Для чего? Почему? Когда? ...

Да! Хорошо! Отлично! Великолепно! Пойдёт! Совершенно верно! Безусловно! ...

Нет. Извините, нет, Так меня не устраивает.

Или. Или так, или иначе.

До свидания! До встречи! Всего доброго! Увидимся! Пока! Не скучай!

Принеси! Принесу. Возьми! Взял. Захвати! Захватил. Неси! Несу.

Вариантов карточек может много.

Картинки для рассматривания и предварительной беседы по теме «Моя железная дорога»

Сами схемы

Лицевая сторона схемы-пазла диалога «Ты – проводник, я – пассажир»

Оборотная сторона схемы-пазла «Ты – проводник, Я – пассажир»

Схема диалога с усложнением задания: «Продолжи». «Знакомство в дороге»

Схема диалога « Ты – проводник, я - пассажир» См. прикреплённый файл «Презентация»

Список литературы

  1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
  2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
  3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.
  6. Винокур Т. Г. О некото рых синтаксических особенностях диалогической речи // Ис следования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.
  7. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
  8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
  9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
  10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
  11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
  12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.
  15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
  16. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.
  17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
  18. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
  19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
  20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
  21. Основы теории рече вой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 1974. – 148с.
  22. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспита ние. - 1963. - № 2. - С. 13-17.
  23. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
  24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.
  25. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. – 120с.
  26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с.
  27. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.
  28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
  29. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.
  30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
  31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
  32. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
  33. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование /Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

, » Роль пазлов в развитии ребенка

Роль пазлов в развитии ребенка

         3461
Дата публикации: Август 12, 2013

    

Вы, наверное, слышали, что головоломки-пазлы полезны для детей, для их когнитивного развития, в самом деле, если вы подарите пазл своему ребенку, это будет захватывающим событием для него, а также поспособствует его раннему развитию. Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Это большой урок для детей, это качество пазла тренирует настойчивость, ребенок, да и взрослый человек, будут собирать пазл столько раз, сколько нужно для того, чтобы собрать его полностью! Не стоит забывать, что как пазлы, так и другие развивающие игрушки для малышей , представляют собой отличный способ изучения научных методов (наблюдение, предположения, тестирования, заключения). Дети готовят себя для более сложных задач и их решений в дальнейшей жизни. Кроме того, пазлы воспитывают самоконтроль. В большинстве игр, игроки застряют, пока задача не будет решена. Это сохраняет энтузиазм и даже мотивирует человека к решению проблемы. Дети проводят много времени в нагрузках, таким образом они осваивают крупную моторику (бег, танцы и т.д.) в период раннего детства, но они также должны сосредоточиться на мелкой моторике (хватание, удерживание, манипулирование предметами и т.д.), в этом могут помочь многие игрушки, можно попробовать, например, гаргамель . Как раз, пазлы, в основном, были созданы для такого развития. Позволяя детям осваивать медленное размещение части пазла, перетаскивание, перебирание и поиск нужного элемента, дает им возможность улучшить свои навыки малой моторики. В раннем возрасте, детям, трудно игнорировать творческие аспекты, необходимые для сборки головоломок. Просто, пытаясь собрать головоломку, дети начинают проявлять творчество на многих уровнях. Добавьте к этому красиво расписанные рисунки на пазлах. Это все является ключевым моментом в развитии творчества и абстрагирования детей. Хотя многие думают, что пазлы, это головоломка для одного человека, это, на самом деле, не так. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!

Постоянно развивающийся организм ребенка требует неустанного применения и закрепления полученных навыков. Как правило, самые современные и положительные методы обучения базируются на обучении через игру. Играя дети способны с легкостью понять и запомнить огромное количество информации, что развивает память. При этом игра развивает у малыша не только память, но и воображение.

К числу игр, способных к эффективному развитию многих форм умственного развития ребенка, относятся и пазлы .

Разделенные на небольшие кусочки картинки появились очень давно. Вначале они носили чисто декоративный характер, и украшали окна, стены, потолки и другие детали интерьеров. Но в двадцатом веке стали в моде игры для взрослых, в которых нужно было собирать из множества мелких кусочков красивые картины известных художников того времени. Очень быстро взрослая игра перекочевала в детские комнаты и пазлы захватили сердца миллионов маленьких поклонников во всем мире.

Пазлы по сути являются универсальным методом развития многих способностей ребенка. Чтобы собрать полностью из кусочков картинку, ребенку нужно проявить терпение, настойчивость, расшевелить свою богатую детскую фантазию, подключить образное мышление и интуицию.

По словам детских психологов, пазлыприучают ребенка с малых лет к тесным семейным отношениям, если родители будут собирать картинку вместе с малышом. Собирать пазлыможно уже с двух лет. Яркие и красочные картинки с известными мультипликационными персонажами пазлов, привлекут внимание малышей, а непреодолимый детский интерес ко всему новому и необычному, приобщит ребенка к развивающей игре.

Пазлы могут приобщить ребенка и к математическому мышлению. Большое количество красочных элементов пазлов, разных размеров и форм, разбудят в ребенке любовь к числам и геометрическим формам, если,конечно, у ребенка есть задатки к математике.

Ребенок воспринимает все очень чутко и тонко, поэтому детские психологи рекомендуют не ругать и не давить на ребенка, когда тот играет, в данном случае собирает пазлы. Надо довериться малышу, не учить, заставлять и выбивать из него нужные результаты, а практически самому учится вместе с малышом, собирая занимательную картинку.

Любое дело, сделанное вместе с вашим малышом, имеет двойную пользу, как для вас, так и для ребенка. Не упустите приятный момент поиграть вместе с вашим ребенком - соберите вместе пазл!

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики = развитие психических процессов (7963 Просмотров)

Грудной возраст > Психология возраста

На правильное развитие психических процессов ребёнка, особенно на формирование речи огромное влияние оказывает мелкая моторика (различные движения пальчиков малыша). Учёные давно установили точную взаимосвязь...

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8359 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Инсеминация: повышаем шансы на зачатие (13129 Просмотров)

Планируем беременность > Подготовка к зачатию

Казалось бы, слово «инсеминация» понятно и без разъяснения. Однако дело не только в значении слова, а в процедуре, на которую оно указывает. Итак, инсеминация – это введение обработанной предварительно спермы в...

Сегодня уже невозможно представить себе детскую игровую без составных картинок - пазлов, картинок на кубиках и т.д. Они продаются и в магазинах игрушек, и в книжных киосках. Особенной популярностью пользуются пазлы в коробках с многообещающими надписями: «Развивают внимание, зрительное восприятие, образное
и логическое мышление, зрительную память, усидчивость, целеустремленность…» и много что еще. Складывается представление, что составные картинки могут все. Без них развитие ребенка просто невозможно. Действительно ли это так, и зачем нужны составные картинки и нужны ли?
Попробуем разобраться.

Пазлы как кусочки интеллекта

С оставные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…».
Казалось бы, надпись не обманывает заботливого родителя. Но эти же самые слова можно написать на коробке с конструктором, куклой, пирамидкой. Они относятся к любой существующей игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.
Внимание, восприятие, память, мышление, воображение - психические процессы, с помощью которых мы познаем мир. Они не существуют отдельно друг от друга, каждый по себе, и находятся в сложных динамичных отношениях. Это единая, целостная система, необходимая человеку для жизни. Например, приступая к приготовлению супа, нужно учитывать, кто его будет есть, по какому случаю, в каких обстоятельствах.
Нужно выбрать определенный рецепт, соотнести его с наличием имеющихся продуктов, рассчитать необходимое время приготовления и т.д. Можно точно следовать рецепту из «Поваренной книги», а можно добавлять новые ингредиенты. И еще можно представлять, в каких тарелках этот суп подавать и какой скатертью накрыть стол!
Прочитаешь это описание и подумаешь: а суп-то, пожалуй, сложновато варить. Тут столько психических процессов задействовано: и внимание, и память, и мышление! И всякие социальные навыки вроде способности учитывать вкусы других, и еще эстетическое чувство, и терпение, и воображение.
Внутри той или иной деятельности какая-то психическая функция оказывается доминирующей. Успешность деятельности напрямую зависит от того, насколько хорошо работает «ведущее звено». Например, если вы варите суп, строго придерживаясь заданного рецепта, вам необходимы умение ориентироваться на образец и хорошая память. А если суп «сочиняется», такое умение будет иметь минимальное значение. Если вы вычитали рецепт в книге - работает зрительная память, если своим кулинарным секретом с вами поделилась соседка, включается память слуховая. Если же в ходе «сочинения» супа вы пробуете ингредиенты на вкус, будет работать память, основанная на воображении и опыте, позволяющих выстроить нужную цепочку действий.
Так, меняя цели, условия и средства деятельности, мы меняем качество психической деятельности, влияем на развитие, задаем его тон. Иными словами, не суп развивает наши внимание, восприятие, память, а наши отношения с этим супом, обусловленные различными обстоятельствами.
Вернемся к составным картинкам. В зависимости от того, какую картинку мы предложим ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет меняться характер его умственных действий. При этом действия будут влиять на психику в целом - только с опорой на ведущие звенья.
Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение.
Кроме того, фрагменты сюжетных картинок - не просто детали. В этом их главное отличие от деталей настольных игр вроде «Доски Сеггена» или плоскостных конструкторов. Картинка - это знак предмета , его изображение. Поэтому составление картинок способствует развитию знаково-символической функции (и неважно, что это лишь самое начало ее развития).
Поскольку в результате деятельности с фрагментами картинок получается продукт, эта деятельность способствует развитию чувства успешности, самостоятельности. Кроме того, в собирании картинок есть и сюрпризный момент, следовательно, развиваются познавательные эмоции : удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности и др.
Отдельно стоит сказать о релаксационном эффекте , возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).
Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.

М ногие родители думают: если ребенок собирает картинку из большого количества деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так. Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка сформирован способ действия с данными пособиями. Он способен поставить себе цель; знает, как ее достичь, удерживает ее, контролирует процесс и адекватно оценивает результат.
Но умение собирать картинки вовсе не гарантирует подобной успешности в рисовании, письме или математике. Возможно, многие родители и сами замечали: «развитый» малыш, т.е. умеющий складывать картинки, оказывается «неумехой» в других видах деятельности. Собирает пазл из сотни деталей, но не может нарисовать человечка, взять на себя роль в игре, придумать рассказ по картинке.
Существует риск, что в погоне за возрастанием количества деталей, составляющих пазл, будет упущено из виду качество деятельности. Даже достижения рекордной сотни не гарантируют качественного скачка в развитии ребенка: происходит всего лишь тренировка уже имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6 деталей и картинка из 60 деталей составляются по-разному: большое количество частей требует другой самоорганизации, гораздо больших волевых усилий и хорошо развитого распределения внимания. Однако есть некоторый рубеж (условно - сотня деталей), после которого новый способ действий уже не будет вырабатываться. Приведем пример. Вы понимаете, что такое число, имеете представление о количестве, о разрядном строении числа. Естественно, вы умеете считать. Постоянно делая это в уме, вы поддерживаете навык счета на необходимом уровне. Однако это не приведет к тому, что вам откроется суть действий с логарифмами.
То же можно сказать и о составных картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не более чем тренирует навык. А вот если среди его игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией разреза, и картинки на кубиках с разными по сложности изображениями и т.д., то вы можете быть уверены, что данный вид деятельности полноценно присутствует в жизни вашего ребенка.
Таким образом, главное - не количество деталей пазла, а разнообразие видов составных картинок, их особенностей.

К сожалению, интеллектуальное развитие детей часто понимается в узком смысле слова - как формирование навыков. Но называть это развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий читать, писать, считать, считается умным и не по годам развитым. Его этому целенаправленно учили, не уделяя достаточного внимания важнейшим и специфически детским занятиям: игре, рисованию, прогулкам. В результате попытка ускорить развитие ребенка ведет к искажению развития.
Если ребенок предпочитает составление картинок всем другим играм, общению со сверстниками, беготне, это говорит не о выдающихся умственных способностях, а об особенностях личности, на которые стоит обратить внимание. Очень часто такое поведение связано с чрезмерным напряжением ребенка, сниженным настроением, желанием уйти от действительности, спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на улице, играть с другими детьми в подвижные игры, рисовать, лепить, танцевать и т.д. Иными словами, очень важно способствовать обогащению жизни ребенка, пытаться разнообразить ее. Если такие попытки окажутся малоуспешными, нужно обратиться за консультацией к психологу.

С оставные картинки бывают разных видов. Ребенок действует с разными видами таких игр по-разному. Поэтому и на его развитие разные картинки оказывают разное воздействие.

Разрезные картинки характеризуются определенной линией разреза изображения. Картинка может «разрезаться» на прямоугольные части. Или из нее «вырезаются» отдельные предметы по контуру. Контурные разрезы минимально контролируют действия ребенка: можно прикладывать кусочки картинки друг к другу любыми сторонами, но поверхность будет все равно оставаться сплошной (в отличие от пазлов, где поставленный не на свое место кусочек просто не позволит добиться ровной поверхности, более того - форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки, сплошной поверхности не будет - то есть нужно ориентироваться только на собственные представления.

Подобные особенности разрезных картинок делают их максимально открытыми для игровой деятельности - предоставляют играющему свободу для манипуляций, возможность ошибаться и самому контролировать результат, опираться на собственные представления в построении изображения. Вместе с тем, они предусматривают довольно сложные для ребенка действия и подходят для детей всех возрастов.

Пазлы

В отличие от разрезных картинок пазлы имеют фигурный разрез. Пазл с разрезом «ключ-замок» можно успешно собирать, действуя автоматически, не думая, методом перебора. В этом серьезный недостаток пазлов с точки зрения стимулирования интеллектуальной активности.

К тому же за огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Собирание такой картинки противоречит самой сути дошкольной жизни: этот возрастной период подчинен поиску ответа на вопросы «почему?» и «зачем?». Для малыша неестественно прикреплять одну деталь к другой, потому что «здесь красная полосочка и здесь такая же». Для него важно, что «летящий самолет должен быть где-то вверху».

Самым слабым развивающим потенциалом среди всех составных картинок обладают пазлы с разрезом «ключ-замок». Они вынуждают ориентироваться главным образом на форму детали, а не на то, что на них нарисовано. И это важный недостаток.

Одно из базовых свойств восприятия - стремление к завершенности, замкнутости формы. Поэтому любая незавершенная форма вынуждает нас ее завершить: нарисованные по кругу пунктирные линии мы воспринимаем как круг, повторяющиеся элементы - как узор, половинку чайника - чайником и т.п. Именно это свойство нашей психики заставляет нас, не думая, соединять детали пазлов. И если взрослый человек еще способен отвлечься от формы кусочков и обратить свое внимание на рисунок, то ребенку это сделать невероятно сложно: подавляющее большинство даже старших дошкольников действуют с пазлами методом перебора, и только помощь взрослого приводит к осмысленной деятельности по составлению картинки, а не просто сплошной поверхности.

Однако для детей в возрасте до 3–3,5 лет пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать полезными. За счет заложенного в них принципа контроля над деятельностью они помогают малышам понять суть необходимых манипуляций с деталями и справиться с задачей по составлению картинки.

Есть у этих пазлов и другое достоинство. Работа по завершению формы успокаивает, расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение для общего познавательного развития, пазлы с разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным эффектом. Это их достоинство можно использовать, когда ребенок чрезмерно возбужден, время близится ко сну и т.п.

Но для решения других задач лучше подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие картинки выглядят так, словно их просто порвали, поэтому разрез получился «как попало». В этом случае форма детали тоже контролирует действия ребенка, но контроль увеличивается по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это дает ребенку большую свободу действий. За счет такой особенности пазлы с произвольным разрезом могут быть использованы на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания общего панно придумывать рассказ: добавил новый кусочек - продолжил повествование.

Пазл, где каждая деталь «равна» отдельному образу

Картинки-вкладыши характеризуются наличием рамки, внутри которой из отдельных деталей выкладывается изображение. Они гораздо сложнее простых вкладышей.

Собрать в рамку картинку из частей - довольно сложная задача для детей, не достигший 3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать это осмысленно. Большинство детей хаотично вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки сложить гораздо легче: дети ищут определенный фрагмент, его место, не совершая при этом хаотичных проб. При работе с рамками ребенку требуется помощь взрослого. Если взрослый помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши в отношении детей младшего дошкольного возраста обладают высоким развивающим эффектом.

По достижении 4 лет ребенку можно предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом или вообще на время отложить этот вид сюжетных картинок. Новый интерес к ним пробуждается у детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают картинки-вкладыши с сюжетным изображением.

Продолжение следует