Open
Close

"нод по познавательному развитию". Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные Консультация использование интеграции нод по познавательному развитию

Причины использования интегративного подхода в дошкольном образовании: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не давали представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; интегрированная НОД развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированной НОД нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.


Характеристика разных видов занятий (по Н.Е.Васюковой, О.И.Чехониной, С.Д.Сажиной) Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Может проводиться как эпизодически, так и систематически. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодически. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга и проводится систематически.


Интеграция в образовательном пространстве ДОУ: интеграция образовательных областей в образовательном и воспитательном процессе, интеграция в работе специалистов ДОУ, интеграция воспитательно- образовательного процесса детей групп компенсирующей и групп общеразвивающей направленности и др.


Основные факторы интеграции в НОД 1. Образовательные области. 2. Основные виды деятельности детей (познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение, музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, игровая). 3. Интегративные качества личности ребёнка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и пр.)


ОО «Познание» интегрируется с образовательными областями: - «Коммуникация» (развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми), - «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами художественной литературы основной задачи психолого- педагогической работы - формирования целостной картины мира), - «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни),


-«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире), -«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности), -«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы), -«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).


Сочетания предметов для интеграции в НОД музыка + математика; обучение грамоте + математика; художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; развитие речи + музыка + рисование; математика + труд; формирование целостной картины мира + музыка + рисование + труд; формирование целостной картины мира + чтение художественной литературы; математика + физическое воспитание и др.




Отличительные особенности интегрированной НОД: чёткость, компактность; большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрируемых образовательных областей; смена динамических поз и видов детской деятельности; необходимость соблюдения временных рамок НОД.


Эффективные методы и приемы, используемые в ходе интегрированной НОД: Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.


Примерная структура интегрированной НОД Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.


Методика подготовки интегрированной НОД Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.


Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности. Использовать разнообразный наглядного и игрового (демонстрационный, раздаточный). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.


Вопросы для анализа интегрированной НОД. 1. Наличие компонентов интеграции, их логическая взаимообусловленность. Синтез образовательных областей: 2. Наличие новых образовательных задач в структуре НОД: соотношение изученного и изучаемого. 3. Выполнение требований к структуре интегрированной НОД: (компактность, продуманность, взаимосвязь интегрируемых областей, и т.д.) 4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)? 5. Смена динамических поз и видов детской деятельности.


6. Использованы ли методы и приемы продуктивного характера: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность, проблемные вопросы, логические задачи, моделирование, проектирование и т.д. 7. Соблюдение принципа сотрудничества с детьми в ходе НОД: позитивное отношение, проявление заинтересованности детей к действиям педагога, эмоциональность общения, оказание поддержки детям ит.п. ит.п. 8. Работа по формированию интегральных качеств личности. 9. Учет личностно-ориентированного подхода в процессе интегрированной НОД. 10. Соблюдение временных рамок НОД.




Использованная литература: Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, Детский сад: теория и практика, 2012, 5(17) –Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты ребенка дошкольного возраста. Внутреннее стремление к исследованию порождает любознательность и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому основной задачей для себя в работе с детьми, я считаю помогать развитию познавательной активности.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную. Для этого в своей работе я использую в комплексе элементы ранее известных и современных методик познавательно- исследовательской деятельности. Организую совместную познавательно-исследовательская деятельность со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах:

Прикладное творчество;

Рассматривание;

Исследовательская деятельность;

Наблюдения;

Конструирование;

Сюжетно-ролевая игра;

Викторины, конкурсы;

Экспериментирование.

Основными задачами при организации деятельности детей являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете или явлении на основе интеграции разных видов деятельности. Сущность интегрированного подхода - соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим по объему, но ёмким.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) позволяет мне использовать различные методы и приемы в работе с детьми:

Сравнительный анализ, сопоставление и поиск, эвристическую деятельность;

Проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных со взрослым «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

Разнообразные речевые игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную. Организую НОД в соответствии с выбранной темой, которую представляю в эмоционально – образной форме. В интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера. Предметная среда меняется в соответствии с темой. При выборе темы учитываю следующие факторы:

Реальные события, происходящие в окружающем;

Воображаемые события или описываемые в художественной литературе;

События специально смоделированные: вношу в группу предметы, вызывающие интерес;

События, происходящие в жизни группы.

В процессе организованной таким образом деятельности у детей формируются более глубокие и разносторонние знания, целостное представление об окружающем мире, обобщенные представления, знания и умения, осмысление и нахождение причинно–следственных связей, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, появляется возможность реализовать свои творческие способности. Форма НОД нестандартна, интересна детям, дает мне возможность поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, это говорит о достаточной эффективности деятельности.

Важным считаю позитивное отношение к ребенку, проявление искренней заинтересованности к его действиям, необходимо быть готовым к эмоциональной поддержке ребенка. Также постепенно повышаю эмоциональную насыщенность деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников. Стараюсь больше хвалить, поддерживать зрительный контакт, находиться рядом и при необходимости погладить плечо ребенка. Что дает ребенку возможность быть смелее, решительнее, привлекает его внимание. Интеграция в деятельность с детьми прикладного творчества: вырезание снежинок, изготовление игрушек из бумаги, сувениров из разнообразного материала, дает возможность развивать эстетическое восприятие и мыслительные операции такие как анализ, синтез, сравнение, уподобление, установления сходства и различия предметов и частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Развивается и мелкая моторика рук, глазомер, координация движений. Формируется умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно. Огромное значение имеют и положительные эмоции: дети радуются полученному результату.

Включенные в деятельность музыкальные произведения и художественное слово дает ребенку полноценно прочувствовать явления, происходящие в природе, вокруг, проявить фантазию, получить эстетическое наслаждение. Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на другой вид деятельности, ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.

НОД происходит в игровой форме: мы принимаем гостей, помогаем сказочным героям. Это воспитывает в ребенке чувство добра, взаимопомощи, гостеприимство. В игровой познавательной форме дети логически мыслят, находят закономерности, строят высказывания, рассуждают и узнают что-то новое. Включаемые мною в занятия элементы «ТРИЗ», способствуют снятию чувства скованности, дают возможность ребенку стать более инициативным, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, развивают нравственные качества: умение радоваться успеху товарищей, желание помочь другому, проявив себя с лучшей стороны. Также я использую технические средства: показ слайдов, презентаций, мультфильмов, небольших познавательных или обучающих фильмов, развивающие компьютерные игры. Что очень привлекает детей и еще больше повышает интерес.

Литература:

1. «От рождения до школы» Примерная основная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015.

2. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Мозаика – синтез 2008.

3. Скоролупова О. «О комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» /Текст/ О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание – 2010. №5.

Татьяна Назарь
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные»

«Аленушка»

«Дикие животные »

Образовательная область «Познавательное развитие »

Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

Задачи :

3. Воспитывать .

Методические приемы : игровые ситуации

Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

Ход НОД

1. Организационный момент

2. Дидактическое упражнение круги Луллия «Кто у кого?»

3. Физкультминутка «Дикие животные »

4. Дидактическое упражнение круги Луллия «У кого что?»

5. Закрепление материала

Назарь Татьяна Витальевна

Воспитатель 1 младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Аленушка»

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные »

Образовательная область «Познавательное развитие »

Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

Задачи :

1. активизировать память, внимание, мышление;

2. развивать мелкую моторику рук ;

3. Воспитывать интерес и любовь к животному миру .

4. воспитывать умение слушать воспитателя;

Методические приемы : игровые ситуации

Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети стоят в кругу

Воспитатель : Сегодня, ребята, я снова предлагаю вам поиграть с «волшебными кругами » . Вы хотите поиграть?

Дети : Да!

Воспитатель : Чтобы начать игру займите себе места вокруг стола .

Дети проходят и садятся вокруг стола .

Воспитатель : Садитесь удобно, спину прижмите к спинке стула, руки положите на колени и будьте внимательными.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на «волшебные круги » . Кого вы видите на картинках?

Дети : Это дикие животные .

Перечисляют животных .

Воспитатель : Правильно. На кругах картинки с дикими животными . Сегодня мы о них будем говорить.

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в первую игру, которая называется «Кто у кого?» . Нужно назвать животное на картинке , попавшей под стрелку на большом круге , подобрать и назвать на втором круге детеныша .

Дети по очереди выполняют указания воспитателя.

Воспитатель : А теперь мы отдохнем и физкультминутку проведем.

Физкультминутка «Дикие животные »

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)

Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)

Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)

Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные

Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)

Волк озирается кругом , (Руки на поясе, повороты головы

И мы головки повернем. влево – вправо)

Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в

Топтался и рычал. локтях)

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

Воспитатель : Молодцы ребята. Давай те поиграем в еще одну интересную игру , которая называется «У кого что?» .

Воспитатель : Я буду показывать вам на кругах животное , а вам нужно найти его отличительную черту. Договорились?

Дети : Да

Воспитатель указывает на животных , а дети подбирают их отличительную черту.

Ёж - колючки.

Заяц - длинные уши.

Лиса - пушистый хвост.

Медведь - когти.

Тигр - полоски.

Воспитатель : Молодцы, ребята.

Воспитатель : А теперь пойдемте все на ковер.

Дети выходят на ковер и встают в круг

Воспитатель : Ребята, что мы сегодня узнали нового о животных ? Понравилось вам ребята? Хотите еще поиграть с «волшебными кругами » ? В следующий раз они обязательно помогут нам узнать еще что-нибудь интересное ! До свидание ребята.

Публикации по теме:

План-конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» Тема «Дикие животные» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию с применением мнемотехники «Дикие животные» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 станицы Троицкой муниципального образования Крымский район.

Конспект НОД «Дикие животные» с использованием приемов мнемотехники Подготовила Левина Т. А. ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Тема: «Дикие животные леса» с использованием.

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности считается процесс интеграции. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности. Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников.
  3. Форма проведения интегративных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ:

1 ПЛАСТООБРАЗНАЯ - наслоение пластов различных видов искусства и деятельности, содержание которых пронизано одной целью - создание в сознании ребенка целостного художественного образа;

2 СПИРАЛЕВИДНАЯ - содержание и виды деятельности постепенно возрастают количественно и качественно, изменяясь на каждом витке;

3 КОНТРАСТНАЯ - принцип диалога и контраста в рассуждениях педагога и детей. В основе - сравнение, сопоставление и проблемные вопросы;

4 ВЗАИМОПРОНИКАЮЩАЯ - организация такого вида художественно - творческой деятельности, в которую вливаются другие виды (муз., изо., и др.).

5 ИНДИВИДУАЛЬНО - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ - ориентировка на создание условий для творческого развития ребенка.

Перед началом работы по осуществлению интеграции рекомендуется выполнить ряд важных действий:

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

Продумать развивающие задачи;

Использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;

Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала;

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и др.);

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведенияинтегрированных занятий.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия - определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.

Любая интеграция этовзаимодействие друг с другом. Взаимодействовать можно несколькими способами:

1 - фронтальный, направлено на всех детей сразу

2 - индивидуальный, направлено на каждого ребенка в отдельности и ответ от каждого не связанный с другими детьми

3 - подгрупповой (дети объединены по определенному признаку, взрослый взаимодействует на всю подгруппу в целом, получая ответ от каждой подгруппы)

4 - внутригрупповой, такой же, как подгрупповой, но добавляется взаимодействие детей внутри группы для достижения цели (коллективная работа)

5 - межгрупповой (группы для достижения цели взаимодействуют с взрослым и друг с другом);

6 - общекомандный (наивысший способ; взрослый руководит группой детей в целом, аподгруппы взаимодействуют между собой).

Моделирование интегрированного занятия

Шаг 1- определяем цель занятия.

Шаг 2 - определяем задачи, реализация которых позволит добиться планируемой цели и интеграцию образовательных областей.

Шаг 3 - Устанавливаем форму интеграции - взаимопроникающая, поскольку содержание одних областей реализуется через деятельность в других областях.

Шаг 4 - определяем деятельность детей, посредством которой можно решить поставленные задачи.

Шаг 5 - определяем форму взаимосвязи детей и педагога, которая будет оптимальна для достижения поставленных задач.

Шаг 6 - определение последовательности детской деятельности и временного ограничения.

ТЕМА НОД «Знакомая незнакомка» (средняя группа)

ЦЕЛЬ: формирование представлений детей о многообразии предметного мира.

Пользоваться простейшими способами сенсорного анализа

Устанавливать причинно-следственные зависимости

Подбирать графические знаки для обозначения результатов

Группировать предметы по двум признакам

Называть основные источники опасности.

Участвовать в партнерской деятельности

Рассказывать правила безопасного поведения

Выкладывать узор по схеме

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ - взаимопроникающая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Познавательно-исследовательская

Опыт с деревом и металлом

Коммуникативная

Вопросы поискового характера (почему? зачем?)

Группировка предметов по материалу

Коммуникативная

Составление рассказа по схеме

Выкладывание узора из спичек

Двигательная

разминка

ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ

Подгрупповая

Индивидуальная

Внутригрупповая

У нас получился план интегрированного занятия для детей средней группы:

  1. Рассматривание коллекции спичек-2 мин.
  2. Группировка игрушек по материалу (дерево, металл) - 2 мин.
  3. Опыт с деревом и металлом - 5 мин.
  4. Разминка - 1 мин.
  5. Сравнительный рассказ о дереве и металле - 5 мин.
  6. Выкладывание картинок из спичек - 3

Итого - 18 минут (2 мин. оставляем на организационные моменты).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 г. Курганинска

Муниципального образования Курганинский район

Консультация на тему:

«Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»

Воспитатель: Сафарян С.А.

2013г.

«Правильно организованное обучение

«ведет» за собой развитие»

Л.С.Выгодский

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.

Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дош кольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.

· сохранение здоровья ребенка;

· развитие базовых качеств личности;

· построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

· Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;

В нашем детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.

Сущностью интегрированного подхода к ОД является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Важно заметить, что при планировании и проведении ИОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:

· сюрпризный, игровой моменты,

· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,

· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;

Форма проведения ИОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Например , тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.

В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.

В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.

Еще один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста проекта «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.

Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для старших дошкольников станет создание рукописных книг.

Пример образовательная область «Познание»

Цель : развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Старшая группа

  1. Развитие сенсорной культуры.

Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка»

2. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Ребенок открывает мир природы.

Интегрируется практически со всеми образовательными областями: «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».

Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

Обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря (расширяет социальные ориентации детей и представления о народной культуре);

Использование для слушания звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира);

Реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей: «Календарь природы», «Почемучка», «Мы кладоискатели», «Я – помощник», «Книга путешествий», «Наши сказки о животных». «Наши коллекции»

3.Развитие математических представлений.

Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным. Так, в ходе поиска способов преобразования геометрических фигур (из одних фигур получить другие) творческий подход к реализации идеи осваивается в деятельности по аппликации, бумагопластике, изонити, лепке. Детям могут быть предложены темы «Изготовление витражей», «Рисуем математику». В конструировании дети используют схемы и модели разной степени сложности, измерение,

сравнение с помощью чисел, анализ конструкции с точки зрения пропорций соотношения частей, симметрии, размещения в пространстве, соответствия стилю и эстетическим требованиям.

Интеграция математического и природоведческого развития эффективна в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.

В детских играх-проектах «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу», «Игры для малышей», «Считай, смекай, отгадывай» и т. п. создаются благоприятные условия для интеграции, становления и развития субъектной позиции ребенка.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.